В Могилевской области ежегодно не выполняются задания Госпрограммы по сбору (заготовке) и переработке вторсырья

В Могилевской области ежегодно не выполняются задания Госпрограммы по сбору (заготовке) и переработке вторсырья на 2009-2015 годы, не создана эффективная система организации обращения отходов, не обеспечивается выполнение требований законодательства по предотвращению их вредного воздействия на окружающую среду.
На заседании коллегии Комитета госконтроля Могилевской области подведены итоги контроля за соблюдением в регионе законодательства об обращении с отходами, их эффективным использованием.
Контролеры отмечают, что в ряде случаев причинами срыва Госпрограммы является формализм органов власти и управления при доведении показателей организациям, неэффективное расходование бюджетных средств.
При этом, уделяя основное внимание организации сбора (заготовки) и переработки вторичных материальных ресурсов, облисполкомом и горрайисполкомами упускаются многие базовые требования законодательства об отходах. Надлежащее их выполнение позволило бы повысить эффективность работы по вовлечению вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, предотвратить вредное воздействие промышленных и бытовых отходов на окружающую среду.
В области до сих пор не создана эффективная система организации обращения отходов, отсутствует комплексный подход к обеспечению соблюдения законодательства об отходах, решению имеющихся в этой сфере проблем.
В 2012-2013 гг. Комитетом нарушения законодательства об отходах выявлены в 70% проверенных организаций. При этом в каждой третьей из них отходы не учитывались вовсе, почти в каждой третьей – не проводилась их инвентаризация, в 4 – она проводилась с нарушениями установленного порядка, в каждой десятой – не были назначены лица, ответственные за обращение с отходами.
В области не искоренены нарушения порядка хранения отходов, а в отдельных случаях, как, например, в ОАО «ФанДОК», допускалась вопиющая бесхозяйственность при обращении с ними.
В каждой десятой из проверенных организаций Комитетом выявлены нарушения порядка учета и условий хранения ртутьсодержащих отходов.
По мнению Комитета, одной из причин практически повсеместного несоблюдения законодательства об отходах является недостаточная роль Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных подразделений в пресечении и профилактике правонарушений в сфере обращения отходов.
Территориальными природоохранными подразделениями не организовано надлежащее взаимодействие с субъектами хозяйствования по вопросам организации обращения отходов производства.
Практически в каждой четвертой из проверенных организаций Комитетом выявлены нарушения порядка разработки и согласования соответствующих инструкций. При этом в 23 организациях такие инструкции отсутствовали вовсе, в 8 – не были соблюдены установленные законодательством требования по разработке новых инструкций по обращению с отходами, в 4 – инструкции не были согласованы с соответствующими территориальными органами Минприроды, еще в 4 – не содержали отдельные обязательные для включения разделы.
До вмешательства Комитета 11 субъектов хозяйствования не имели разработанных и согласованных в установленном порядке с территориальными подразделениями Минприроды нормативов образования отходов производства.
Владельцами полигонов не обеспечивается надлежащий контроль за поступающими на захоронение отходами. На большинстве полигонов не имеется необходимого оборудования для взвешивания и визуального осмотра отходов, осветительного оборудования, шлагбаумов при въезде.
При этом надлежащий контроль поступающих отходов не обеспечивается даже на полигонах, оснащенных необходимым оборудованием, что влечет захоронение вторичных материальных ресурсов, прямые потери бюджета из-за неприменения повышенной ставки экологического налога.
Существенным фактором, влияющим на выполнение заданий Госпрограммы, является неполная загрузка и неэффективная работа производственных мощностей по переработке вторичных материальных ресурсов, в первую очередь, линии по сортировке смешанных отходов завода утилизации бытовых ресурсов Могилевского спецавтопредприятия.
В области остро стоит проблема соблюдения природоохранного законодательства на объектах захоронения отходов. Большинство из них, в особенности, мини-полигоны, не соответствуют установленным требованиям об эксплуатации (содержании).
Местными исполнительными и распорядительными органами, областным комитетом природных ресурсов и его территориальными подразделениями, организациями ЖКХ не принимаются (в отдельных случаях более 5 лет) надлежащие меры по 45 неиспользуемым мини-полигонам в 7 регионах области. Несмотря на принятие райисполкомами в отношении 36 (80%) мини-полигонов решений о закрытии с последующей рекультивацией, их владельцами из-за нехватки денежных средств соответствующие мероприятия не проводятся.
В области не в полной мере обеспечивается соблюдение законодательства при представлении государственной статистической отчетности об обращении с отходами.
Требуют законодательного урегулирования вопросы администрирования и взыскания в бюджет экологического налога за захоронение отходов производства.
Существующий порядок налогообложения не стимулирует соблюдение законодательства об обращении с отходами субъектами предпринимательской деятельности, применяющими особые режимы налогообложения, бюджетными организациями, делает неуплату экологического налога выгодной для собственников отходов, позволяет сотням недобросовестных плательщиков не производить уплату налога в добровольном порядке, систематически безнаказанно и бесплатно пользоваться значительными суммами подлежащих уплате в бюджет средств, а налоговым органам взыскивать постоянно возникающую задолженность по остаточному принципу, после взыскания остальных обязательных платежей в бюджет.
В настоящее время функции налогового администрирования экологического налога за захоронение отходов производства (учета плательщиков, исчисления и предъявления им налога к уплате, контроля за исполнением соответствующих налоговых обязательств), по сути, выполняют не налоговые органы, а субъекты предпринимательской деятельности (организации ЖКХ – владельцы объектов захоронения отходов). При этом указанные организации, вынужденно выполняя несвойственные им обязанности, не получают дохода от этой деятельности, несут значительные дополнительные затраты и в качественном налоговом администрировании не заинтересованы.
По результатам проведенных в 2012 – 2013 гг. проверок соблюдения законодательства об обращении с отходами Комитетом оштрафованы
101 юридическое и 138 физических лиц на 380,7 млн. рублей, привлечены к дисциплинарной ответственности 105 должностных лиц, в том числе 3 – освобождены от занимаемой должности.
Коллегией Комитета внесены соответствующие предложения местным органам власти и иным заинтересованным по их устранению и профилактике, их исполнение взято на контроль.