«Я из огненной деревни» — рассказывает Нина Яйцова

16117Нина Яйцова родом из деревни Барсуки.  Счастливое детство и учебу девушки прервала Великая Отечественная война. Нина успела окончить только первый класс.
О войне Нина Константиновна помнит по рассказам матери. Когда началась Великая Отечественная, на руках у Василисы Селиверстовны осталось трое детей. Супруг умер еще до войны.
— В деревню немцы пришли в конце августа 1941 года, — вспоминает Нина Яйцова. — Еще до их прихода сгорел дом. Родственники в лесу около болота вырыли окоп, в котором скрывались во время бомбежек. Но это убежище было ненадежным, да и в скором времени оно наполнилось водой. Тогда местные жители решили соорудить окопы в другом месте. В них мы и прятались, когда пришли немцы.
В оккупации деревня находилась чуть больше двух лет. Нине Константиновне запомнилось, как женщины варили картошку в мундирах, а затем разбрасывали ее по дороге. Когда немцы вели пленных солдат по шоссе, голодные узники собирали картошку, а фашисты их за это жестоко избивали. Случалось, что некоторым пленным удавалось бежать. Тогда местные жители прятали беглецов. Кормили их, одевали.
В сентябре 1943 года немцы отступали. За собой они оставляли пепелища. Сожгли и деревню Барсуки. Не тронули только четыре каменных дома. Впереди была зима. Нужно было думать, где жить. Местные жители начали строить землянки.
Василиса Селиверстовна вырыла землянку возле пепелища своего дома. Зимой, когда были сильные метели, дверь и окно заметало снегом. Порой только благодаря соседям удавалось выбраться из снежного плена.
Весной приступили к строительству дома. Все легло на плечи брата, хотя он был еще подростком. Помогали ему местные женщины, так как все мужчины были на фронте.
После войны Нина Константиновна работала в колхозе имени Калинина полеводом. Вышла замуж. Молодая семья обосновалась в Полошково, где проживает и сейчас. С мужем вырастили и воспитали троих детей.
За 82-летней женщиной присматривает дочь Надежда. Она уже и сама на пенсии, год назад приехала из Минска, чтобы быть рядом с пожилой матерью.
Дарья Эверс.