Не допустить производственного травматизма при выполнении шиномонтажных работ!

Несмотря на принимаемые меры по профилактике производственного травматизма в организациях республики, приходится регистрировать неединичные случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями при выполнении шиномонтажных работ.
В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь было зарегистрировано 15 несчастных случаев, в результате которых 17 работников получили травмы с тяжелым исходом и 1 погиб. В 2014 году отмечено 7 несчастных случаев, в результате которых 5 работников получили травмы с тяжелым исходом и 2 — погибли.
За январь — октябрь 2015 года отмечено 10 несчастных случаев, в результате которых 11 работников получили травмы с тяжелым исходом.
О неудовлетворительной ситуации с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) в течение 2012 — 2014 годов в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, направлено 5 информационных писем, в которых давались предложения по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях.
По-прежнему особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны самих работников, выполняющих шиномонтажные работы, не уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Установленные обстоятельства происшедших несчастных случаев позволяют сделать вывод о том, что потерпевшие даже не представляли себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса.
Анализ причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также требований безопасности, изложенных в локальных нормативных правовых актах.
Так, 08.09.2015 при производстве водителем автомобиля КУП «Могилевоблдорстрой» ДРСУ № 172 работ по снятию колеса с разборными ободьями с задней оси автомобиля МАЗ 5551-02, произошло разъединение съемных деталей обода внутреннего колеса, из шины которого предварительно не был спущен воздух. В результате работник получил травму: ЗЧМТ, сотрясение головного мозга.
На основании изложенного и в целях недопущения и профилактики несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент государственной инспекции труда считает необходимым руководителям организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства, принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасных условий труда, а именно:
1. Используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и автотракторной техники на пневматическом ходу.
2. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению.
3. Монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих.
4. Организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований
безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 г. №180/128.
5. На все виды ремонтных работ разработать технологическую документацию
(технологические карты) с отражением в ней требований безопасности.
6. Не допускать:
демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;
снятие колеса с разборными ободьями со ступицы, когда шина находится под
давлением;
перекатывание вручную колеса, дисков и шин.

Сергей Горбаков
Главный государственный инспектор труда Кричевского межрайонного отдела Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда