По пути совершенствования системы ЖКХ

17506Выступая 29 апреля 2015 г. на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, Глава государства А.Г.Лукашенко обозначил совершенствование сферы ЖКХ одним из важнейших актуальных приоритетов развития страны.
Жилищно-коммунальное хозяйство традиционно выполняло жизненно важные функции, в числе которых — создание условий для комфортного проживания, предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.                                                                                                            В 2003 году в Республике Беларусь была утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства, в частности:
норма обеспечения водой — не менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 70 л/сутки — на горячее водоснабжение в домах, оборудованных центральным водопроводом;
норма отопления жилых помещений — не менее 18 градусов;
норма температуры горячей воды — не менее 50 градусов;
наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков в жилищном фонде — 3 или 5 мест на 1 тыс. человек в зависимости от благоустроенности жилищного фонда;
удельный вес освещенных улиц — не менее 80%;
удельный вес улиц с усовершенствованным освещением — не менее 60%;
график подачи горячей воды — ежедневно;
норма потребления электроэнергии в домах — 60 кВт/ч / 90 кВт/ч в месяц на одного человека (в зависимости от видов плиты — электро-, газовая).
Республиканскими органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами осуществляется регулярный контроль за соблюдением данных стандартов.
Жилищный фонд Могилевской области составляет более 217,8 тыс. жилых домов, общей площадью 29 млн. кв. м, из них 20 тыс. — многоквартирных жилых домов (2 и более квартир).
Уют и комфортные условия проживания — то, к чему стремится каждый человек независимо от места жительства. В  большей степени забота о предоставлении таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит техническое обслуживание жилфонда.
Для того чтобы сделать услугу технического обслуживания более прозрачной и понятной для плательщиков, а также в целях снижения ее себестоимости, новым Жилищным кодексом в 2012 году из состава этой услуги был выделен как отдельный вид деятельности текущий ремонт общего имущества.
В рамках поэтапного повышения доли участия населения в содержании жилищного фонда источниками финансирования таких работ являются как бюджетные средства, так и средства собственников, нанимателей жилья и членов ЖСПК.
На основании действующих нормативных правовых актов, в том числе технических, министерством ЖКХ Республики Беларусь разработаны «Методические рекомендации об организации проведения работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт», которые утверждены приказом № 5 от 4 февраля 2015.
Работники ЖЭУ предлагают гражданам, проживающим в жилых домах, за счет собственных средств жильцов отремонтировать места общего пользования, в том числе подъезды. По Могилевской области эксплуатирующими организациями выполнен ремонт 688 подъездов за счет средств граждан.
Ежегодно возникает потребность капитального ремонта порядка 265 тыс. м2 (2% от общей обслуживаемой площади).
Средства, отчисляемые гражданами на капитальный ремонт жилых домов, не аккумулируются на счетах, а направляются на проведение ремонта жилищного фонда, который находится в наиболее худшем техническом состоянии. Списки нуждающихся в ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год.
Необходимо отметить, что только с 1999 года отчисления на капремонт производят все без исключения жители многоквартирных домов: на данный момент тариф составляет 847 руб. за 1 м2 ежемесячно. Однако, этих средств для реализации глобальных работ недостаточно. Поэтому государство вынуждено совершать серьезное субсидирование данного вида услуг.
Если в качестве примера
взять стандартную двухкомнатную квартиру 48 м2 с тремя проживающими, то за 15 лет внесения платежей на капитальный ремонт собственник этой квартиры накопил бы около 7,5 млн. руб., т. е. при стоимости капитального ремонта 1 м2 1,5 млн.  руб. этих средств не хватило бы даже на текущий ремонт такой квартиры.
Сегодня в Республике Беларусь жилье подразделяется на социальное, арендное и частное.
К 1 июля 2016 г. в частной собственности будет находиться не менее 95% жилищного фонда, оставшееся жилье будет государственным (арендное, социальное). Необходимо отметить, что 1 июля 2016 года завершается процесс приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда. Если они не будут приватизированы гражданами, то с 1 июля 2016 все оставшиеся квартиры будут переведены в состав коммерческого жилья.
Наблюдается поступательное развитие рынка государственного арендного жилья, формирование которого началось с  принятия в декабре 2013 г. соответствующего Указа Президента Республики Беларусь.
На сегодняшний день в Могилевской области имеется 3 850 арендных квартир.
В целом по Могилевской области тенденция прироста ветхого жилфонда отсутствует. По состоянию на 1 января 2015 года в Могилевской области имеется 130 домов, признанных ветхими и аварийными. К общей площади жилищного фонда ветхий и аварийный фонд на протяжении последних лет удерживается в пределах 0,22% и составляет на сегодняшний день 0,21%.
Как правило, проблема ветхости и аварийности жилищного фонда решается путем его сноса.
Обеспечение населения Беларуси питьевой водой осуществляется в основном из подземных источников, что позволяет получать хорошую, качественную воду. Согласно докладу ПРООН «Показатели развития человека», Беларусь входит в группу 34 стран, население которых имеет стопроцентный устойчивый доступ к улучшенным источникам воды (по количеству, качеству и близости нахождения).
Доступ к центральному водопроводу имеет 90% населения от общего количества жителей страны (в том числе почти 69% сельских жителей и порядка 98% — городских).
Тепло в наших домах — еще один важный аргумент стабильности работы организаций ЖКХ.
Проведена большая работа по модернизации котельного хозяйства, переводу его на использование местных видов топлива (МВТ) и по снижению удельных расходов природного газа, запасов которого в нашей стране нет.
В результате сегодня местные виды топлива используют 75% котельных ЖКХ (2,9 тыс. котельных).
За 2011-2015 гг. организациями жилищно-коммунального хозяйства заменено почти 4 тыс. км тепловых сетей.
В среднем в год меняется около 5% от их общей протяженности. На начало этого года уже 44% тепловых сетей проложено в ПИ-трубах (предварительно изолированных), а протяженность сетей со сверхнормативными сроками эксплуатации составляет менее 30%.
Кроме надежности теплоснабжения, замена тепловых сетей обеспечивает существенное снижение затрат и экономию топливно-энергетических ресурсов. Так, потери тепловой энергии снижены на 6,6% (с 22% в 2006 году до 15,4% в 2014 году).
За последние шесть лет организациям Минжилкомхоза удалось почти в 2,5 раза увеличить объемы заготовки вторичных материальных ресурсов (ВМР).
При поддержке Президента Республики Беларусь была создана уполномоченная организация — государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов». Спектр возложенных на Оператора функций и обязанностей широк, все они направлены на совершенствование системы сбора и переработки ВМР в республике.
В 2015 году уровень извлечения BMP из общего объема образования коммунальных отходов составил более 14% (в 2010 году — 8%), что сопоставимо с такими странами Европейского союза, как Франция (17%), Испания (15%), Эстония (14%), Польша (13%), Италия (11%).
Таким образом, сегодня 7 часть всех отходов, образующихся в стране, попадает не на полигоны для захоронения, а на перерабатывающие заводы и в дальнейшем повторно используется для производства товаров и услуг различными отраслями экономики. При этом в планах довести данный показатель к 2020 году до 25%, получив еще более ощутимый экономический эффект и обеспечение экологической безопасности.
Механизм изменения тарифов как никогда прозрачен и понятен — ежегодное повышение с 1 января на $5 в расчете по стандартной двухкомнатной квартире 48 м2 с тремя проживающими и дальнейшая еже-квартальная индексация на рост номинальной начисленной заработной платы (Указ Президента Республики Беларусь от  5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в  некоторые указы Президента Республики Беларусь»).
Средние платежи за коммунальные услуги в Беларуси не превышают 5% от средней заработной платы по стране. При этом, например, жители стран Балтии отчисляют на коммунальные расходы почти 20% ежемесячного заработка, среднестатистический россиянин тратит на коммунальные платежи 16% бюджета семьи, немец и француз — 13,6%, украинец — 35% доходов.
В нашей стране население
стало значительно активнее экономить энергоресурсы, получая при этом существенную выгоду. Это было достигнуто во многом за счет тарифной политики, направленной на снижение перекрестного субсидирования, поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание ЖКУ с учетом роста доходов граждан, внедрение механизма дифференцированной оплаты населением услуг водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения в зависимости от объемов их потребления.
Организации ЖКХ проводят постоянную работу по снижению затрат на оказываемые жилищно-коммунальные услуги населению.
Общая сумма экономии средств в результате снижения затрат за 2006-2010 гг. составила 436,2 млрд. руб. в текущих ценах, за 2011-2015 гг. — 3975,1 млрд. руб.
Дальнейшее снижение затрат возможно не только за счет внедрения технических мероприятий, которые требуют значительных капитальных вложений, но и за счет повышения эффективности управления ЖКХ и привлечения собственников жилых помещений к управлению недвижимым имуществом, находящимся в общей собственности.
Приезжающие в нашу страну гости и туристы удивляются, насколько чисты и ухожены населенные пункты Беларуси — от небольших агрогородков, райцентров и до столицы. В этом — большая заслуга работников жилищно-коммунальной отрасли.
Ежегодно организуется и проводится общереспубликанский конкурс, в котором принимают участие все населенные пункты страны. Цели смотра-конкурса выходят далеко за рамки простого благоустройства. Учитываются усилия местных властей и населения по ремонту домов, повышению уровня архитектуры и градостроительства, развитию инфраструктуры, улучшению экологии и другие критерии.
В целях сохранения достигнутого уровня обслуживания населения, повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг в 2016-2020 гг. продолжится работа по оптимизации затрат на оказываемые ЖКУ и повышению эффективности управления ЖКХ, в том числе с учетом выводов рабочей группы по проблемным вопросам в жилищно-коммунальном хозяйстве, созданной распоряжением Президента Республики Беларусь.
Права потребителей жилищно-коммунальных услуг регулируются специальным нормативным актом — Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», который был принят в 2008 году.
Данный Закон регулирует весь спектр правоотношений, которые возникают между потребителем и исполнителем в области оказания жилищно-коммунальных услуг, конкретизирует права и обязанности каждой из  сторон, порядок рассмотрения претензий на качество услуг и иные вопросы. В целях реализации Закона приняты постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «О порядке расчета недопоставленного объема тепловой энергии на отопление, удельного веса стоимости отдельной услуги или работы по техническому обслуживанию жилого дома при оказании населению данных видов услуг с недостатками».
В соответствии с Законом предоставление ЖКУ должно осуществляться на основании договора, заключенного между исполнителем и потребителем ЖКУ. Причем подготовить договор — это обязанность исполнителя. Если потребитель отказывается от заключения договора на предоставление обязательных ЖКУ, исполнитель вправе в судебном порядке понуждать потребителя на заключение такого договора.
Доверие населения — важнейший фактор работы отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Усилия Минжилкомхоза максимально сконцентрированы на выполнении поручений Главы государства и Правительства, развитии и повышении эффективности отрасли, координации работы по взаимодействию с местными органами власти, повышении культуры обслуживания населения, обеспечении потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта, а также на обязательном разрешении актуальных и значимых вопросов, с которыми граждане обращаются в организации ЖКХ.