ОТЧЕТ о работе Климовичского районного исполнительного комитета по социально-экономическому развитию района в 2015 году

РИКВ 2015 году деятельность районного исполнительного комитета (далее – райисполком) была направлена на преодоление последствий внешних негативных факторов и закрепление положительных тенденций социально-экономического развития района, стабилизацию работы промышленного комплекса, организаций сельского хозяйства, развитие жилищного строительства, активизацию инвестиционной деятельности, расширение внешнеэкономических связей, сохранение действующих социальных гарантий и максимальное предоставление населению необходимых образовательных, культурно-просветительных, медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг.
На особом контроле райисполкома находились вопросы выполнения параметров прогноза социально- экономического развития района, повышения роли субъектов малого бизнеса в экономике района, недопущения роста уровня безработицы.
Развитие реального сектора экономики района
Приоритетными направлениями развития промышленности района на 2015 год было определено повышение эффективности использования имеющегося производственного потенциала за счет ускоренного обновления промышленно-производственных фондов.
В 2015 году предприятиями района произведено промышленной продукции на сумму 971,6 млрд. рублей в фактических отпускных ценах, или 106,7% к уровню 2014 года.
Принимались меры по улучшению работы промышленных организаций, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет проведения модернизации производств, снижения уровня затрат на производство продукции, товаров, работ, услуг.
Сложившаяся конъюнктура внешних и внутренних рынков и условий торговли не позволила увеличить объем производства ликероводочной продукции, за 2015 год объем промышленной продукции предприятия снижен на 6,9%.
В 2015 году ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод» за счет собственных средств произведена замена двух бутыломоечных машин на автоматические ополаскивающие машины, монтаж этикеровочного автомата производительностью 6000 бут/час, проводилась работа по децентрализации систем теплоснабжения с установкой локальных теплоисточников.
ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов» за 2015 год выпущено продукции на сумму 593,6 млрд. рублей, или 61,1% от общего объема. Предприятием не допущено снижения индекса промышленной продукции с учетом производства основных видов продукции, по сравнению с началом 2015 года удельный вес запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства снижен на 67,3 процентных пункта и составили 25,2%.
Ежегодно Климовичским филиалом ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» проводится работа по расширению ассортимента выпускаемой продукции, который за 2015 год расширен на 34 вида.
17866Рентабельность продаж в промышленности за 2015 год составила 7,8% против 6,3% за 2014 год.
Внешнеэкономическая деятельность была направлена на расширение экспорта, оптимизацию объема и структуры импорта в целях достижения устойчивого положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами.
В 2015 году экспортные поставки осуществлялись в 21 страну мира. С целью наращивания объемов экспорта товаров ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов» в 2015 году заключены договора на поставку муки в Воронежскую область, Великий Новгород, Грузию, Армению, Молдову.
На экспорт поставлялась ликероводочная продукция, мука, масло рапсовое, хлебобулочные и кондитерские изделия, выпускаемые промышленными предприятиями нашего района, а также непродовольственные и продовольственные товары, производимые на территории Республики Беларусь.
За 2015 год в целом по району на экспорт отгружено товаров на сумму 6,0 млн. долл. США, или с ростом к уровню 2014 года 103,0%.
Сальдо внешней торговли сложилось положительным, на уровне 3,8 млн. долл. США, не допущено отрицательного сальдо по внешней торговле услугами.
В 2015 году услуги на экспорт оказывали 2 частные транспортные организации, УЗ «Климовичская ЦРБ», УО «Центр дополнительного образования детей и молодежи».
За 2015 год объем экспорта услуг составил 51,4 тыс. долл. США. Из общего объема экспорта услуг субъектами малого предпринимательства оказано услуг на экспорт на сумму 35,3 тыс. долл. США (удельный вес 71,0%).
Со стороны районного исполнительного комитета большое внимание уделялось проблемам агропромышленного комплекса.
Деятельность организаций агропромышленного комплекса в 2015 году основывалась на реализации основных целей, задач и направлений Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы.
По итогам работы за 2015 год темп роста валовой продукции сельского хозяйства по сельскохозяйственным организациям составил 102,7%.
Темп роста валовой продукции животноводства составил 108,4%, растениеводства 94,3%.
Основной целью животноводства являлось производство и поставка организациям перерабатывающей промышленности качественного сырья.
В течение 2015 года производство (выращивание) крупного рогатого скота составило 3124,1 тонны, мяса свиней 3249,3 тонны, молока 24530,5 тонны.
За 2015 год реализовано 4812,0 тонны скота в живом весе, что составляет 119,5% к уровню реализации 2014 года, в том числе на промышленные мясоперерабатывающие организации 3567,1 тонны, или 74,2% от общей реализации.
За 2015 год реализовано молока 21567,3 тонны, темп роста к уровню 2014 года – 118,0% при задании 122,5%.
По району товарность произведенного молока составила 87,9% и по сравнению с 2014 годом увеличилась на 3,8 процентных пункта.
За 2015 год сельскохозяйственными организациями района поставлено перерабатывающим предприятиям 18619,3 тонны молока, сортом «Экстра» (6933,7 тонны) и высшим сортом (11685,6 тонны).
По состоянию на 1 января 2016 г. численность крупного рогатого скота составила 23102 головы, или 102,5% к соответствующему уровню 2014 года (увеличилась на 566 голов), поголовье коров составило 8040 голов и по сравнению с 2014 годом увеличилось на 39 голов или на 0,5%.
Приплод крупного рогатого скота увеличился на 117,7%, падеж крупного рогатого скота снижен на 59 голов, или на 12,6%.
В 2015 году создана необходимая кормовая база для животноводческой отрасли, проведена работа по обновлению машинно-тракторного парка и расширению производственных площадей.
Инвестиционная и инновационная политика была направлена на повышение эффективности использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов.
По итогам работы за 2015 год на развитие экономики и социальной сферы района за счет всех источников финансирования использовано 216,6 млрд. рублей.
В 2015 году ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод» за счет собственных средств проводилась работа по модернизации цеха розлива на головном предприятии. ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов» выполнялись работы по реконструкции действующей котельной с установкой котла на зерноотходах.
ГЛХУ «Климовичский лесхоз» приобретены погрузочно-разгрузочная машина, бензопилы, кусторезы, трелевочные устройства, прицепы, проведено строительство лесных дорог.
В 2015 году за счет собственных средств начата работа по реконструкции цеха сухостоя на ферме в дер. Свирель ОСП «Подсобное хозяйство» ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод».
Сельскохозяйственными организациями района приобретено 30 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 13,5 млрд. рублей.
В 2015 году филиалом «Климовичский» ПУП «Мстиславль-молоко» выполнены работы по реконструкции канализационной системы, частичной замене оборудования приемно- аппаратного участка, цеха сухого и обезжиренного молока, моечной и маслодельного участка.
В сфере жилищного строительства за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 6,4 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что соответствует заданию, из них с государственной поддержкой – 4,1 тыс. кв. м.
За анализируемый период введены в эксплуатацию 60-ти квартирный и 20-ти квартирный жилые дома по ул.Ленина в г.Климовичи (4,8 тыс. кв. м), 1,6 тыс. кв. м жилой площади введено индивидуальными застройщиками.
За 2015 год выполнено подрядных работ по виду деятельности «Строительство» на сумму 111,5 млрд. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Климовичи состоит 1015 человек (на 1 января 2015 г. 983 человека), из них 34 многодетные семьи, 113 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 117 лиц из числа льготной категории и 19 граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.
С учетом сельских жителей на 1 января 2016 г. в районе на учете нуждающихся в улучшении жилья состоит 52 многодетные семьи.
В 2015 году снято с учета по различным причинам 132 человека, из них 22 гражданам представлено жилое помещение социального пользования, приобрели жилые помещения с использованием льготного кредита в 60-ти квартирном жилом доме, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, 59 семей.
В список на получение льготного кредита на строительство жилых домов включено 15 семей.
В 2015 году работа жилищно-коммунального хозяйства была направлена на снижение затрат на производство продукции, работ и услуг, недопущение необоснованного роста цен на коммунальные услуги, совершенствование форм и методов работы с потребителями услуг.
В 2015 году в соответствии с планом мероприятий по энергосбережению УКП «Коммунальник» проводились работы по замене теплосетей с применением Пи-труб, неэффективного котла на более эффективный в котельной КСМ, реконструкции котельной автобазы с установкой котла на МВТ, внедрению частотно-регулируемых приводов на объектах водного и теплового хозяйства. Для функционирования объектов уличного освещения выполнялись ремонтные и профилактические работы.
Производилась замена светильников уличного освещения на более энергоэффективные по улицам Комарова, Рябчевского, Тимирязева, дополнительно установлены фонари уличного освещения по ул. Ленина.
УКП «Коммунальник» произведен ямочный ремонт асфальтового покрытия на площади 9,8 тыс. кв. м.
С целью подготовки объектов к осенне-зимнему периоду 2015-2016 гг. произведены профилактический ремонт 64 котлов, замена тепловых сетей и сетей ГВС протяженностью 4,3 км (в однотрубном измерении) на Пи-трубу, гидравлическое испытание 93,3 км тепловых сетей, 25 км тепловых сетей испытано на расчетную температуру.
По объектам водоснабжения проведена ревизия 77 км водопроводных сетей и 420 уличных водозаборных колонок, промыто 40,8 км и переложено 0,6 км водопроводных сетей, отремонтировано 150 водозаборных колонок.
За 2015 год за счет проведенных УКП «Коммунальник» в 2014 и 2015 годах мероприятий снижены затраты на производство продукции (работ, услуг) в сумме 3,1 млрд. рублей.
На строительство и реконструкцию объектов коммунального назначения в 2015 году направлено свыше 12,0 млрд. рублей.
На постоянном контроле находились вопросы наведения порядка на земле и благоустройства населенных пунктов района: замена и ремонт покрытия дорог и тротуаров, установка и замена светильников уличного освещения, обустройство газонов, скверов, парков и др.
Торговое обслуживание населения района в 2015 году осуществлялось через 201 торговый объект с торговой площадью 14,029 тыс. кв. м и 40 объектов общественного питания на 2450 посадочных мест.
За январь–декабрь 2015 г. в районе открыто 8 торговых объектов, по сравнению с 1 января 2015 г. торговая площадь увеличена на 717 кв. м.
За 2015 год с учетом рынков реализовано товаров на сумму 581,6 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 110,0 процента к уровню 2014 года.
В 2015 году проведена работа по расширению возможностей оплаты населением покупок посредством банковских пластиковых карточек. По состоянию на 1 января 2016 г. оснащены платежными терминалами 218 объектов торговли, число платежных терминалов в объектах торговли составило 269 единиц.
За 2015 год удельный вес безналичных расчетов за товары с использованием банковских пластиковых карточек составил 21,9% против 16,5% за 2014 год.
В 2015 году осуществлялся контроль за выполнением и поддержанием уровня обслуживания населения в соответствии с утвержденными нормативами государственных социальных стандартов.
С целью удовлетворения потребностей жителей района в транспорте пассажирские перевозки осуществляют Климовичский филиал Автопарк № 9 ОАО «Могилевоблавтотранс», индивидуальные предприниматели и частное коммерческое предприятие.
Число маршрутных такси индивидуальных предпринимателей на линии по состоянию на 1 января 2016 г. составило 23 единицы.
На территории района функционирует 27 маршрутов, в том числе 1 городской.
В целом по району за 2015 год Климовичским филиалом Автопарк № 9 ОАО «Могилев-облавтотранс» перевезено 662,6 тыс. пассажиров, или 102,2% к уровню 2014 года.
Климовичском узлом электросвязи Кричевского зонального узла электросвязи Могилевского филиала РУП «Белтелеком» к интерактивному телевидению ZALA подключено 579 абонентов, широкополосному доступу в Интернет – 446 абонентов. В результате целенаправленной работы по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов целевой показатель по энергосбережению в сопоставимых условиях составил минус 7,6% при прогнозном показателе минус 5,5%.
В 2015 году выполнены мероприятия, предусматривающие развитие производств с малой энерго- и материалоемкостью, в том числе и промышленными организациями района, которые являются одними из основных потребителей энергоресурсов.
УКП «Коммунальник» проведена замена тепловых сетей протяженностью в однотрубном исчислении 4,3 км, внедрена автоматическая система контроля учета электроэнергии, произведена замена насосного оборудования на более энергоэффективное на объектах водо-канализационного, канализационно-насосного и котельно-теплового хозяйств, установлены 2 автоматические системы регулирования в теплопунктах жилых домов.
Районным потребительским обществом внедрено мероприятие «Использование нетрадиционных источников энергии (солнца)».
ОАО «Климовичский КХП» произведена замена оконных блоков на стеклопакеты и оптимизация системы транспортировки зерна на элеваторе № 1.
Филиалом «Нива-Агро» ОАО «Климовичский КХП» внедрена гелиоводонагревательная установка на МТФ «Борисовка». ОАО «Климовичский ЛВЗ» внедрено в производство современное технологическое оборудование (установлены 2 ополаскивающие машины вместо бутыломоечных машин).
В результате проведенных мероприятий по итогам за 2015 год по сравнению с 2014 годом сэкономлено 2,6 тыс.тонн условного топлива, доля местных видов топлива в объеме котельно-печного топлива составила 62,0% против 56,4 % за 2014 год.
Райисполкомом была продолжена работа по повышению эффективности использования государственного имущества.
Решением Климовичского райисполкома от 19 декабря 2014 года № 26-7 (с учетом изменений и дополнений) утвержден календарный план-график по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых объектов, в который включено 14 объектов, из них к продаже – 3 объекта, 1– вовлечение балансодержателем, 5 – сносу, 5 объектов включены в перечень объектов, не проданных за 1 базовую величину и нецелесообразных к сносу.
В 2015 году проданы на аукционе объекты: комплекс зданий, расположенных по ул. Павловской в г.Климовичи, приемная песка по ул. Северной в г.Климовичи, комплексы зданий бывших школ в дер. Осмоловичи и дер. Судзилы.
По состоянию на 1 января 2016 г. выполнены работы по сносу 5 объектов (клуб в дер. Пеньковка, котельная в дер. Судзилы, школа в дер. Великий Мох, здание сарая в дер. Осмоловичи, комплекс зданий в дер. Красавичи).
Включены в перечень объектов, не проданных за 1 базовую величину, 3 объекта (магазин дер.Барсуки, административное здание по ул.Северной, комплекс зданий в дер.Галичи).
Предпринимательство поступательно увеличивает свой вклад в развитие района.
В 2015 году создано 6 коммерческих предприятий, основными видами деятельности которых является: производство безалкогольных напитков и мебели, 3 крестьянских (фермерских) хозяйства, 1 предприятие по производству мебели, 1 торговое предприятие. Три транспортных предприятия изменили юридический адрес с города Кричев на город Климовичи.
На 1 января 2016 г. число коммерческих организаций составило 80 единиц, число индивидуальных предпринимателей составило 503.
В 2015 году удельный вес поступлений в бюджет от предпринимательского сектора составил 2,7% (в 2014 году – 2,7%).
Субъектами малого и среднего предпринимательства района в 2015 году создано 119 рабочих мест, что составляет 57% от общего количества созданных в районе мест.
Численность работающих в малом и среднем предпринимательстве составляет свыше 2,3 тыс. человек.
Принимались меры по стабилизации финансового состояния организаций района.
В целом по району получено прибыли от реализации товаров, работ и услуг 133,2 млрд. рублей, или с ростом к уровню 2014 года 126,2%.
Уровень рентабельности реализованной продукции составил 10,3% против 8,4% за 2014 год, рентабельности продаж 6,6% и 5,3% соответственно.
За 2015 год доходы бюджета района составили 360,8 млрд. рублей, что позволило профинансировать расходы в объеме 359,7 млрд. рублей. За счет профицита в сумме 1,1 млрд. рублей обеспечено погашение долговых обязательств. Дополнительно в бюджет района за счет увеличения ставок по налогам на собственность поступило доходов 474,4 млрд. рублей.
В 2015 году расходы бюджета в приоритетном порядке направлялись на решение задач в области социальной защиты и социальных гарантий. Необходимые бюджетные ассигнования направлены на жилищное строительство, развитие агропромышленного комплекса, поддержку реального сектора экономики.
Бюджет района сохранил социальную направленность: на финансирование социальной сферы направлено 210,0 млрд. рублей, или 58,4% от всех расходов.
За 2015 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по району составила 5055 тыс. рублей.
Темп роста номинальной заработной платы к 2014 году составил 112,0%, реальной заработной платы – соответственно 98,6%.
Доведенное задание по росту заработной платы за 2015 год выполнено на 97,3%.
Ситуация на рынке рабочей силы в 2015 году продолжала оставаться стабильной, контролируемой и управляемой.
За 2015 год в районе зарегистрировано в качестве безработных 820 человек.
Путем подбора рабочих мест оказано содействие в трудоустройстве 880 безработным гражданам, в том числе за счет установленной брони трудоустроено 60 человек.
В январе–декабре 2015 года направлено на профобучение 20 безработных граждан, оказано содействие в организации предпринимательской деятельности 5 гражданам.
При задании на 2015 год создать 200 новых рабочих мест фактически создано 209 рабочих мест, или 104,5% от задания.
По состоянию на 1 января 2016 г. уровень безработицы составил 1,1% от экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,6.
С целью недопущения ухудшения экологической обстановки в районе проводилась работа по оптимизации схем обращения с коммунальными отходами.
По состоянию на 1 января 2016 года на территории района имеется 8 приемных пунктов вторичных материальных ресурсов, установлено 539 контейнеров для раздельного их сбора.
За 2015 год заготовлено макулатуры 534,1 тонны (за 2014 год 388,4 тонны), или 45,6% от годового задания (1170 тонн), 536,7 тонны отходов стекла (334,2 тонны), или 122,8% от годового задания (437 тонн).
Полимерных отходов заготовлено 168,4 тонны (125 тонн), или 100,2% от годового задания (168 тонн), текстильных отходов –15 тонн (6,2 тонны), или 57,7% от годового задания (26,0 тонны), изношенных шин – 217,9 тонны (216,1 тонны), или 100,9% (216 тонн).
В 2015 году за счет средств оператора (1,2 млрд. рублей), а также за счет средств местного бюджета (101,0 млн. рублей.), собственных средств (54,6 млн. рублей) УКП «Коммунальник» приобретено 357 контейнеров для сбора вторичных материальных ресурсов.
Социально-культурная сфера
В 2015 году деятельность райисполкома в области социально-культурной сферы была направлена на сохранение действующих социальных гарантий и максимальное предоставление населению необходимых образовательных, культурно-просветительных, медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг.
На постоянном контроле находились вопросы дальнейшего развития социального обслуживания, социальной помощи населению, повышения его уровня жизни и сокращения числа малообеспеченных граждан.
За 2015 год проведены комиссионные обследования материально-бытовых условий жизни 9211 различных категорий граждан, из них 40 ветеранов Великой Отечественной войны, 81 человека из числа лиц, пострадавших от последствий войн, 766 одиноких и 7092 одиноко проживающих пожилых людей, 112 инвалидов 1 и 2 группы.
В районе организована работа 17 волонтерских отрядов, 21 волонтерского отряда помощников Белорусского общества Красного Креста, 50 отрядов милосердия, которые включают 1222 волонтеров.
В течение 2015 года работали 2 «Школы здоровья третьего возраста», из них 1 на базе поликлиники (обучено 38 человек) и 1 на базе центральной больницы (обучено 260 человек).
За 2015 год государственная адресная социальная помощь оказана 1133 жителям на сумму 2338,4 млн. рублей.
Со стороны райисполкома особое внимание уделялось системе образования на всех уровнях, созданию равного доступа к получению качественного образования и условий для формирования целостности системы воспитания и охраны прав детства.
В 2015-2016 учебном году в районе функционирует 15 учреждений общего среднего образования. Образовательный процесс в учреждениях образования обеспечивают 559 педагогов. В 2015-2016 учебном году был организован подвоз для 266 обучающихся и воспитанников по 9 маршрутам.
Ежегодно в олимпиадах по учебным предметам различных уровней принимают участие около 30% обучающихся. В 2015 году двое учащихся района были удостоены дипломов областных олимпиад.
В 2015 году свыше 56,0% выпускников школ поступили в вузы. По результатам централизованного тестирования ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» вошла в 50 лучших учреждений образования Республики Беларусь.
Система дошкольного образования района представлена 9 учреждениями дошкольного образования и 8 учебно-педагогическими комплексами детский сад-школа, которые посещают 937 детей дошкольного возраста.
В учреждениях дошкольного образования организована работа 4 групп «Материнская школа», 5 адаптационных групп, для 6 дошкольников оказываются образовательные услуги на дому по учебной программе дошкольного образования.
Ежегодно из местного бюджета выделяются средства на укрепление материально-технической базы.
В 2015 году отделом образования, спорта и туризма райисполкома проведена работа по замене производственного и технологического оборудования в столовых учреждений образования (приобретено 7 единиц холодильного и 51 технологического оборудования). В летнем оздоровительном лагере «Орленок» произведен текущий ремонт зданий и сооружений, электромонтажные работы.
На развитие и укрепление материально-технической базы учреждений образования района в 2015 году из бюджета было направлено свыше 1,0 млрд. рублей.
В 2015 году без попечения родителей остались 2 детей (2014 год –16 детей).
По состоянию на 01.01.2016 в банке данных отдела образования, спорта и туризма состоят 78 лиц, обязанных возмещать расходы на содержание 11 несовершеннолетних. За 2015 год на расчетный счет отдела образования, спорта и туризма поступило 926,8 млн. рублей, что составило 57,9% от начисленного.
УО «Климовичский государственный аграрный колледж» занимается подготовкой специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса республики. На 1 сентября 2015 г. численность студентов дневной формы обучения составила 498 человек, заочной формы обучения 212 человек. В 2015 году УО «Климовичский государственный аграрный колледж» приобретен учебный автомобиль, проведен капитальный ремонт общежития, по программе энергосбережения произведена замена окон и теплотрассы.
Ежегодно совершенствуется материально-техническая база Климовичского государственного профессионального лицея №14, где осуществляется подготовка кадров по рабочим специальностям.
В 2015 году УО «Климовичский государственный профессиональный лицей № 14» установлено технологическое оборудование для пищеблока, начато производственное обучение учащихся по специальности «устройство и эксплуатация автомобилей» на новом автомобиле МАЗ.
В сфере здравоохранения работа была направлена на реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья жителей района, доступности и качества медицинской помощи.
Сеть медицинских учреждений района представлена стационаром на 148 коек, больницей сестринского ухода, районной поликлиникой, 16 ФАПами, 5 амбулаториями врача общей практики.
Общая численность врачей в районе составляет 65 человек, средних медработников – 306 человек.
УЗ «Климовичская центральная районная больница» проводилась систематическая работа по улучшению доступности и качества медицинской помощи. В центральной районной поликлинике действует система самозаписи на прием к врачу. Востребована предварительная запись по телефону, организован прием и обслуживание вызовов по субботам. Организован прием узких специалистов каждую четвертую субботу месяца для проведения профосмотров и диспансеризации, работает бригада неотложной медицинской помощи на дому, стационар на дому, осуществляются выезды на прикрепленные ФАПы участковых врачей-терапевтов и стоматологов.
На текущее содержание учреждений здравоохранения за 2015 год израсходовано свыше 65,2 млрд. рублей. Минимальные социальные стандарты за 2015 год в сфере медицины выполнены в полном объеме.
Деятельность сферы культуры была направлена на сохранение историко-культурного наследия, создание равноценных условий для развития творческих способностей молодежи, организацию содержательного досуга населения района.
В Климовичском районе культурно-просветительная работа осуществляется  53 учреждениями культуры, из них: ГУК «Климовичская библиотечная сеть» включает 29 библиотек, в том числе 24 сельские; ГУК «Централизованная клубная система Климовичского района» – 25 учреждений, в том числе 22 сельских; УК «Климовичский районный краеведческий музей», ГУО «Климовичская детская школа искусств», ГУО «Сельская детская школа искусств Климовичского района», ГУО «Климовичская детская школа изобразительных искусств». Учреждениями культуры оказывается более 50 видов услуг.
В рамках Государственной программы «Культура Беларусi» на 2011-2015 годы за текущий период 2015 года приобретены сценические костюмы в районный центр культуры. В 2015 году присвоено звание «народный» ансамблю народной песни и танца «Беразуха».
Услугами библиотек ГУК «Централизованная библиотечная сеть Климовичского района» охвачено боле 20 тысяч пользователей, что составляет 67% населения района. Внедряются новые информационные технологии: совокупный компьютерный парк библиотек составляет 50 единиц компьютерной техники, из них 9 единиц в библиотеках агрогородков, 3 единицы в городских библиотеках с подключением сети интернет.
Эстетическое обучение и воспитание подрастающего поколения осуществляют 2 детские школы искусств (в том числе одна сельская) и 1школа изобразительного искусства.
На территории Климовичского района 104 объекта историко-культурного наследия (8 – памятников архитектуры и 96 памятников археологии).
Работа райисполкома по развитию физической культуры, спорта и туризма была направлена на обеспечение эффективной подготовки спортивного резерва, развитие массового физкультурного движения, создание благоприятных условий для развития туризма, укрепление материальной базы, формирование здорового образа жизни.
Для организации физкультурно-оздоровительной работы с различными возрастными категориями населения в районе имеется 92 спортивных сооружения, из общего числа спортивных сооружений 83 находятся на балансе учреждений образования.
В учреждениях образования работает 119 секций и групп физкультурно-оздоровительной направленности с общим числом 1751 учащийся, или 52,4% от числа учащихся района.
В 2015 году на республиканских соревнованиях «Снежный снайпер» учащаяся ГУО «Тимоновская СШ Климовичского района» Городинская Карина выиграла 1 место, Мачехина Анна, учащаяся ГУО «Средняя школа № 3 г.Климовичи» заняла 2 место.
Подготовкой спортивного резерва в районе занимается специализированное учебно-спортивное учреждение «Климовичская ДЮСШ». В 2015 году в различные составы национальных команд Республики Беларусь по лыжным гонкам, футболу и легкой атлетике входило 15 воспитанников ДЮСШ.
Физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу по месту жительства в районе организует УСУ «Климовичский ЦФОР «Здоровье». В 52 группах физкультурно-оздоровительной направленности и секциях по спортивным интересам занимается 1471 человек.
В 2015 году Климовичский район занял 1 место в областной спартакиаде школьников, 3 место в областной спартакиаде трудящихся, 3 место в областных соревнованиях по развитию физической культуры, спорту и туризму.
Основной целью реализации молодежной политики в районе является создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи, развитие потенциала молодых людей и его использование в интересах района.
По состоянию на 1 января 2016 года в районе проживает 4557 молодых людей в возрасте от 14 до 31 года, что составляет 18% от всех жителей района.
В 2015 году 73 специалиста со средним и высшим образованием пополнили составы трудовых коллективов нашего района, влившись в большую и дружную семью. Наибольшее количество молодых специалистов традиционно пополнило социальную сферу, их 27 человек, строительную сферу пополнили 5 человек, промышленную – 14, 14 специалистов пришли в сферу сельского хозяйства и 13 в другие сферы труда района.
50 молодых работников включено в перспективный кадровый резерв, количество одаренной и талантливой молодежи в районе – 11 человек.
Результатом проведения информационно-разъяснительной работы с молодыми людьми является высокий процент (95-97%) их участия в важнейших политических кампаниях: выборах, общественно-политических акциях гражданско-патриотической направленности, правовых мероприятиях.
С целью организации вторичной занятости молодежи в 2015 году была организована работа 15 студенческих отрядов в общем количестве 301 человек из числа учащихся учреждений образования «Климовичский государственный профессиональный лицей №14» – 90 человек (59% охват от общего числа учащихся), «Климовичский государственный аграрный колледж» – 211 человек (41% охват от общего числа студентов), отдела образования, спорта и туризма Климовичского райисполкома – 10 человек, занятых на сельскохозяйственных, строительных объектах и педагогической работе.
Правовому просвещению молодых людей, профилактике правонарушений в молодежной среде способствует их участие в деятельности молодежных добровольных дружин, которых в районе сформировано 7.
Отделом внутренних дел Климовичского райисполкома в 2015 году проводилась определенная работа, направленная на защиту законных прав граждан, общества и государства, а также по обеспечению законности и правопорядка, укреплению общественной безопасности и предупреждению гибели граждан.
Осуществляемые организационно-практические меры позволили достичь улучшения криминогенной обстановки в районе, добиться отсутствия влияния со стороны преступности на условия жизни и работы граждан, экономическую и политическую деятельность предприятий, организаций и учреждений.
На территории района зарегистрировано 227 преступлений, что на 2,2% меньше, чем в 2014 году, в том числе 65, или 9,7% преступлений совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (2014 год – 72). Снизилось количество зарегистрированных уголовно-наказуемых хулиганств – 3 (4), грабежей – 2 (3), угонов автотранспорта – 2 (3), краж имущества –75 (79).
В тоже время количество умышленных причинений тяжких телесных повреждений увеличилось до 6 (2014 год – 2), краж велосипедов до 9 (2014 год – 7). Зарегистрированная преступность по территориальности характеризуется следующим образом: в городе совершено 157 преступлений, в сельской местности 70.
За управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения на территории района в 2015 году задержано 65 водителей (2014 год –72).
В районе реализовывались мероприятия по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» Климовичским районным отделом по чрезвычайным ситуациям проводилась определенная работа по профилактике пожаров и гибели людей.
Работниками районного отдела по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными проведено обследование 15722 домовладений граждан, проинструктировано 15528 человек, организовано 259 выступлений по районному радио, опубликовано 130 статей в районной газете «Родная нiва». К административной ответственности за нарушение норм и правил пожарной безопасности в жилом секторе привлечены 243 человека.
За 2015 год в районе произошло 22 пожара (за 2014 год – 23 пожара), в результате которых погибли 2 человека (в 2014 году 4 человека).
Причинами пожаров явилось: неосторожное обращение с огнем – 12 (2014 г. – 12), нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования – 3 (2014 г. – 1), нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей – 5 (2014 г. – 7).
Анализ показывает, что основным условием, способствующим гибели людей на пожарах, является неосторожное обращение с огнем лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Решение жизненно важных проблем населения, повышение ответственности должностных лиц в работе с обращениями граждан находились на особом контроле райисполкома.
За 2015 г. число обращений составило 242, или снизилось на 51 обращение.
Приоритетными для населения остаются вопросы, касающиеся основных сфер жизнедеятельности: коммунально-бытовые вопросы – 78 обращений (32,0%), труд и заработная плата – 23 (9,5%), жилищные – 20 (8,2%), землепользования – 17 (7,0%), сельского хозяйства и заготовок – 10 (4,0%) и другие.
Ежемесячно согласно графику председателем райисполкома, его заместителями и управляющим делами осуществляется прием граждан по личным вопросам в райисполкоме, трудовых коллективах и по месту жительства.
За 2015 год руководством райисполкома проведено 63 личных приема граждан, в том числе председателем райисполкома – 21.
На выездных приемах принят 21 заявитель, из них председателем райисполкома – 22.
С целью оперативного решения поднимаемых вопросов на постоянной основе руководством райисполкома проводятся «прямые телефонные линии», которых в 2015 году было проведено 50.
Результаты работы райисполкома, сельских исполкомов и подведомственных организаций по работе с обращениями граждан и юридических лиц ежеквартально рассматриваются на заседаниях исполкома, ежемесячно – на рабочих совещаниях с руководителями организаций района.
Идеологическая работа райисполкома была направлена на повышение эффективности работы всех звеньев идеологической вертикали для успешного выполнения задач социально-экономического развития района.
В районе сформирована эффективная система информационно-разъяснительной работы, постоянно совершенствуются формы и методы ее проведения. Главной целью проводимой работы является повышение информированности населения о мерах, принимаемых государством по обеспечению социально-экономического развития страны, области, района.
Всего в районе работают 122 информационно-пропагандистские группы, из них 13 районных (в том числе 2 молодежные, 1 группа по работе с индивидуальными предпринимателями), 8 – при сельисполкомах, 6 – отраслевые, 95 – в организациях и учреждениях района.
В 2015 году состоялись 10 инструктивных семинаров, 2 выездных практических занятия и семинара, круглый стол для идеологического актива района.
Специалистами отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома совместно с сотрудниками районного информационно-идеологического центра были разработаны и изданы методические рекомендации: «Год гостеприимной Беларуси», «Памяти вечный набат» (70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков), «Алкоголь и здоровье» (здоровый образ жизни), «Охрана детства» (защита прав несовершеннолетних).
В помощь организации идеологической работы разработаны электронные презентации: «С любовью к ветеранам» (к 70-летию освобождения Беларуси), «Это нашей истории строки» (Октябрьская революция), «Трудовой семестр» (отчет работы студенческих отрядов).
Работа с руководящими кадрами райисполкомом рассматривается как одно из приоритетных направлений, которое является одним важнейших условий повышения эффективности работы по решению задач социально-экономического развития.
Основные направления в работе с резервом – исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, привлечение к участию в заседаниях райисполкома, производственных совещаниях, общественных мероприятиях, повышение квалификации, стажировка.
В 2015 году утвержден резерв кадров на должности работников Климовичского районного исполнительного комитета, председателей и управляющих делами сельских исполнительных комитетов, руководителей коммунальных организаций района.
Активно применяется на практике ротация кадров, улучшается профессионально-квалификационный уровень состава резерва. Повысилась требовательность к аттестации руководящих кадров райисполкома. В течение 2015 года в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь повысили квалификацию и прошли обучение 6 человек, в областном центре повышения квалификации руководящих кадров органов государственного управления – 3 человека.
***
На 2016 год райисполкому определены основные показатели прогноза социально-экономического развития области: экспорт товаров без учета организаций, подчиненных республиканским органам управления, а также нефти и нефтепродуктов, – 103,2%; экспорт услуг без учета организаций, подчиненных республиканским органам управления, –125,0%; объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) – 500 тыс. долларов США, инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников (иностранные инвестиции, кредиты (займы) иностранных банков и кредиты по иностранным кредитным линиям) – 105,0%; задание по количеству трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места (за счет создания новых предприятий) – 40 человек.
Кроме того установлены дополнительные задания по выручке от реализации продукции (товаров, работ услуг), в том числе на одного среднесписочного работника, росту заработной платы, розничному товарообороту через все каналы реализации, по росту производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий и другие.
На особом контроле в райисполкоме будут находиться планы снижения затрат на производство продукции подведомственными организациями и снижение себестоимости не менее чем на 25 процентов.
На особом контроле будет находиться выполнение мероприятий, включенных в Программу развития юго-восточных регионов Могилевской области на 2015-2020 годы.
Основными задачами для устойчивого развития района являются:
наращивание промышленными организациями объемов производства и реализации основных видов продукции;
стимулирование притока инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в экономику района и повышение эффективности их использования;
наращивание экспорта товаров и услуг, сокращение необоснованного импорта и внешней дебиторской задолженности;
повышение эффективности сельскохозяйственных организаций;
улучшение жилищных условий граждан;
увеличение вклада малого и среднего бизнеса в экономику района;
поддержание и повышение уровня обслуживания населения в соответствии с нормативами государственных социальных стандартов, уделив особое внимание качеству предоставляемых услуг.
Выполнение районом прогнозных параметров социально-экономического развития на 2016 год и реализация поставленных задач будут способствовать сохранению и наращиванию экономического потенциала, созданию комфортных условий для жизнедеятельности жителей района, улучшению демографической ситуации.Решение вопросов жизнеобеспечения населения является первостепенной задачей местных органов власти.
Деятельность президиума районного Совета депутатов в отчетном периоде была направлена на выполнение поручений Президента Республики Беларусь по вопросам дебюрократизации, выполнения принятых региональных программ и показателей социально-экономического развития, повышения результативности работы сельских Советов депутатов, органов территориального общественного самоуправления, пополнения доходной части бюджета района, благоустройства и наведения порядка на земле.
При этом, как и прежде, конечной целью работы президиума был и остается рост уровня жизни и благосостояния населения Климовичского района.
Основной формой работы районного Совета депутатов является сессия. В отчетном году состоялось 9 сессий, на которых рассмотрены и приняты решения по 49 вопросам, затрагивающим все сферы жизнедеятельности района: выполнение требований Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности», медицинское обслуживание населения, своевременно корректировался бюджет, вносились изменения и дополнения в ранее принятые решения.
В отчетном году в работе сессий районного Совета депутатов постоянно принимали участие председатель Климовичского районного исполнительного комитета  и его заместители, руководители организаций и предприятий района.
Районный Совет депутатов намерен и дальше работать над повышением качества подготовки и проведения сессий, явочной дисциплиной депутатов, активностью в подготовке проектов решений и контроле за их реализацией.
Для обеспечения деятельности Совета, подготовки материалов сессий в отчетном году состоялось 7 заседаний президиума районного Совета депутатов. Заседания проводились, в основном, в расширенном составе с приглашением членов постоянных комиссий, депутатов, руководителей и специалистов структурных подразделений райисполкома, председателей сельских Советов депутатов.
Президиумом рассмотрено более 29 вопросов, на заседаниях президиума подводились итоги ежегодного соревнования среди органов местного самоуправления, рассмотрены итоги работы сельских Советов депутатов, подведены итоги соревнований среди молокосборщиков и молокосдатчиков района.
Рассматривались вопросы: о работе Тимоновского сельского Совета депутатов и открытого акционерного общества «Племенной завод «Тимоново» по использованию земель сельскохозяйственного назначения и вовлечению в сельскохозяйственный оборот пустующих земель, о выполнении социальных стандартов по почтовому обслуживанию сельского населения Климовичского района.
На обсуждение президиума были вынесены проекты бюджета района на 2016 год, прогноза социально-экономического развития района на 2016 год.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и регламентом в районном Совете депутатов работают четыре постоянные комиссии. Их заседания проходят в соответствии с планом не реже одного раза в квартал. Были приняты определенные меры по активизации их работы: комиссии стали теснее сотрудничать между собой в изучении комплексных вопросов со смежной тематикой, чаще стали проводиться совместные заседания.
В отчетном периоде комиссия по вопросам местного управления и самоуправления, регламенту (председатель – Антипова А.Г.) расматривала вопросы о работе депутатов местных Советов депутатов Климовичского района в избирательных округах, проведении встреч с гражданами и отчетов перед избирателями, о состоянии работы и перспективах реализации государственной молодежной политики в районе.
Комиссия по вопросам бюджета, экономики и налогообложения (председатель – Королев А.М.) особое внимание уделяла исполнению районного бюджета, внесению в него своевременных и необходимых изменений и дополнений, а также контролю за его фактическим расходованием. Анализировалась работа по своевременному поступлению имущественных налогов с физических лиц в бюджеты сельских исполнительных комитетов.
Члены комиссии принимали участие в подготовке проектов прогноза социально-экономического развития и бюджета района на 2016 год.
Комиссией по аграрным вопросам, охране окружающей среды и природопользованию (председатель – Васильева В.С.) проанализирован ряд проблемных вопросов взаимодействия сельских исполнительных комитетов с сельскохозяйственными организациями по организации закупа излишков молока у населения.
В отчетном году комиссией изучались вопросы по обеспечению кадрами сельскохозяйственных предприятий района, по благоустройству населенных пунктов.
Жизненно важными задачами комиссии остаются поиск путей наращивания эффективности сельскохозяйственного производства, внимание и контроль за удовлетворением повседневных нужд тружеников села, преодоление спада производства продукции личными подсобными хозяйствами.
Комиссия по вопросам социально-культурной сферы, социальной защиты граждан, законности и правопорядка (председатель – Минченко Н.Н.) держала в поле зрения вопросы жизнеобеспечения всех категорий населения района, не остались без внимания и вопросы по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Значительно возросло внимание к сельским Советам депутатов. В их ведении концентрируются контроль качества дорог и питьевой воды, сбор излишков молока и мяса у населения. Сельские исполкомы и Советы депутатов взяли на себя вопросы благоустройства, создания общественных пунктов охраны правопорядка и другие социально значимые вопросы.
В сложных условиях минувшего года Советы района продолжали работу по развитию личных подсобных хозяйств населения и закупки в них сельскохозяйственной продукции.
В 2015 году закупили у населения района 1442,3 тонны молока, при плане 1900, что составляет 2774 кг на корову (в 2014 – 2550,8 кг). Задание выполнено на 75,9%.
В связи с резким ростом требований к качеству продукции совершенствуется система закупок и переработки молока у населения, проводится разъяснительная работа с гражданами о соблюдении качественных требований.
Сельсоветы, исполнительные комитеты постоянно работают по снижению энергопотребления.
Продолжается работа местных Советов по сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности.
За 2015 год в районе снесено 222 ветхих и пустующих дома. Всего за период действия Указа с 2006 года снесено 1429 домов.
Выявление пустующих домов, передача их в собственность административно-территориальных единиц, работа с домовладельцами, дальнейшее рациональное и эффективное их использование, снос ветхих строений и вовлечение освободившихся земель в хозяйственный оборот – было и остается одной из главных задач сельских Советов депутатов.
Пристальное внимание сельские Советы уделяют мероприятиям по благоустройству, обновлению облика и созданию современной среды обитания сельских населенных пунктов.
Положительным примером работы в данном направлении можно назвать Милославичский сельский Совет депутатов (председатель – Людоговский Н.И.), Домамеричский сельский Совет депутатов (председатель – Застрелов А.И.).
Немаловажную роль в дальнейшем развитии взаимодействия органов местного самоуправления с населением играют органы территориального общественного самоуправления (ОТОС), занимающие особое место в системе местного самоуправления. Систему ОТОС района составляют: координационный Совет ОТОС, 78 домовых комитетов, 6 микрозон, 97 старост сельских населенных пунктов. (Которые работают на основании утвержденных положений).
С одной стороны, они позволяют реализовать потенциал гражданского участия в осуществлении местного самоуправления и решении комплекса вопросов совместной жизнедеятельности граждан, с другой – органы территориального общественного самоуправления выступают в качестве одного из субъектов местной политики.
Необходимо отметить, что органы территориального общественного самоуправления проводят определенную работу в вопросах благоустройства и санитарного состояния сельских населенных пунктов, улучшения работы предприятий торговли и общественного питания, организации досуга населения и т. д.
В целом положительно зарекомендовали себя на территории района старосты сельских населенных пунктов. Старосты являются своеобразным связующим звеном между населением деревни и сельским Советом. Данный институт способствует развитию инициативы общественности и широкому привлечению граждан к решению вопросов местной жизни.
Старосты принимают самое активное участие в работе сессий, заседаний сельских исполнительных комитетов.
Сельские Советы принимают меры морального и материального поощрения старост.
На сессиях сельских Советов депутатов утверждено примерное положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления. По итогам работы в 2015 году лучшие старосты населенных пунктов (76 человек) поощрены денежными премиями на сумму 20073,0 тысячи рублей.
В бюджетах сельских Советов на 2016 год предусмотрены также денежные средства для поощрения старост.
В целях усиления работы по решению актуальных проблем жизнеобеспечения населения используются различные формы и методы.
Решением президиума создана рабочая группа депутатов для встреч с трудовыми коллективами организаций Климовичского района, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.
Распоряжением председателя Совета депутатов образована мониторинговая группа для оперативного рассмотрения актуальных вопросов социально-экономического развития района.
Используются и другие формы работы с населением, такие как сельские сходы, проведение отчетов о депутатской деятельности и встреч в избирательном округе с жителями.
Изучение общественного мнения помогает депутатам оперативно и объективно решать многие проблемы.
Также организована работа с гражданами.
Решением президиума районного Совета депутатов утвержден график приема граждан депутатами Климовичского районного Совета депутатов двадцать седьмого созыва, который размещен на интернет-сайте райисполкома и опубликован в районной газете «Родная нiва».
Ежемесячно депутаты включаются в состав информационно-пропагандистских групп для встреч с населением по месту жительства и в трудовых коллективах.
Графики проведения информационно-разъяснительной работы среди населения размещаются на интернет-сайте райисполкома и публикуются в районной газете «Родная ніва».
В 2015 году в районный Совет депутатов поступило 39 обращений граждан, проведено 24 личных приема граждан, в том числе 12 выездных, принято 29 граждан, в том числе 15 человек на выездных приемах.
В 2015 году проведены 3 «прямые телефонные линии», в ходе которых поступило 10 обращений.
За 2015 г. к депутатам районного Совета депутатов обратилось 48 граждан. Основные проблемы, волнующие жителей, – это коммунально-бытовые вопросы.
Все обращения рассмотрены в установленном законодательством порядке.
Депутатских запросов, которые необходимо было внести на рассмотрение сессии районного Совета депутатов, не поступало.
Следует отметить, что в 2015 году на территории нашей страны прошло важнейшее общественно-политическое событие – выборы Президента Республики Беларусь. Представители депутатского корпуса Климовичского района приняли активное участие во всех этапах избирательной кампании: участвовали в работе инициативных групп по сбору подписей избирателей в поддержку кандидата на пост Президента, входили в состав избирательных комиссий, являлись активными наблюдателями.
Депутаты и старосты входят в составы общественных пунктов охраны правопорядка и смотровых комиссий по проведению обследования противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах.
Постоянное внимание уделяется ветеранам, инвалидам и одиноко проживающим гражданам с целью усиления социальной защищенности пожилых людей, повышения качества их жизни.
Председатели сельских Советов активно сотрудничают с районной газетой «Родная ніва» и местным радио.
В районной газете действуют регулярные тематические страницы и рубрики «Советы и жизнь», «В районном Совете депутатов», «Староста деревни», «Благоустройство», «Депутат Совета», «Соцстандарты», «Вести из агрогородков», «Частное подворье», «Местное управление и самоуправление», «Сустрэчы ў глыбінцы», «Мая вёска» и другие.
Несколько активизирована работа по размещению в печати интервью депутатов районного и сельских Советов депутатов, старост. Более глубоко анализируется и показывается вклад депутатского корпуса, старост в социально-экономическое развитие района, решение возникающих проблем.
Взаимодействие со средствами массовой информации в целях освещения практики работы местных Советов и проводимых ими мер по улучшению жизнеобеспечения населения будет продолжаться и совершенствоваться.
В районе налажена система стабильных и эффективных взаимоотношений органов местного управления и самоуправления, которые на деле дополняют друг друга. У каждой ветви государственной власти есть своя специфика, своя особая миссия. Для местных Советов депутатов это, с одной стороны, – представлять интересы народа во власти, с другой – интересы государственной власти в народе.
Чтобы осуществлять свои задачи, Советы должны стать еще более гибкими, современными и мобильными, оперативно и действенно реагировать как на установки руководства страны, так и на злободневные нужды своих избирателей. Сегодня нужен новый, созидательный, креативный подход.
Слаженная работа всех ветвей власти и трудовых коллективов позволит нашему району уверенно выполнить годовой прогноз социально-экономического развития и исполнить бюджет.
Благодаря системе эффективных взаимоотношений органов местного управления и самоуправления, которые на деле дополняют друг друга, Советы найдут возможности и средства для решительного продвижения вперед, дальнейшего повышения уровня жизни и благосостояния населения Климовичского района.