Навести везде порядок

17990Весна — традиционная пора для благоустройства. Организации, общественники повсеместно выходят на борьбу с мусором: в лесопарковых зонах, на берегах водоемов, в местах отдыха и т. д. Хозяева наводят порядок возле своих домовладений — после зимы работы немало. В апреле проходит даже ежегодная международная акция по уборке несанкционированных свалок и отходов «Сделаем», а по инициативе Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь в стране каждый год проходят добровольные акции «Неделя леса». Акции проводятся с целью пропаганды рачительного отношения к лесу как к национальному богатству; привлечения общественности к решению общегосударственных задач в сфере усиления экологической, экономической и социальной роли лесов. Вот бы еще и совесть взыграла у тех, кто оставляет после себя «нечистые» следы!
Сколько мусора вдоль дорог — разговор отдельный. Швырнуть пакет с отходами в придорожную лесополосу водители не стесняются. А убирать кому?
Весной также активизируются мероприятия по наведению порядка в придорожных лесополосах.
Впрочем, контроль за положением дел в них ведется постоянно, отмечает начальник отдела лесного хозяйства ГЛХУ «Климовичский лесхоз» Андрей Самбук. Как любые живые организмы, деревья имеют свойство стареть, усыхать. В результате шквалистых ветров могут образовываться буреломы. Поэтому независимо от поры года нужно следить за состоянием придорожных лесополос и при необходимости своевременно убирать «опасные» деревья, чтобы те не стали причиной беды: не упали на движущийся транспорт, не перегородили дорогу, не задели линию электропередачи.
Согласно Инструкции о порядке выполнения работ по содержанию лесных насаждений вдоль республиканских автомобильных дорог, к лесным насаждениям вдоль данных дорог относятся лесные насаждения, произрастающие на землях лесного фонда в придорожной полосе (контролируемой зоне), шириной до 100 метров в обе стороны от оси автомобильной дороги.
Лесохозяйственные мероприятия в лесных насаждениях вдоль республиканских автомобильных дорог включают: рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки обновления и переформирования, прочие рубки, включая сплошные санитарные рубки и уборку захламленности, а также уход за подростом, подлеском и кустарником, обрезку сучьев, ландшафтные рубки и лесовосстановление. Практически те же мероприятия проводятся и в лесополосах вдоль дорог местного значения.
Дороги республиканского значения на территории нашего района обслуживают Костюковичское ДРСУ-130 и Кричевское ДРСУ-198.
«Рубки проводятся только выборочно — как поддержание порядка в придорожных лесополосах, никаких сплошных, — подчеркивает Андрей Самбук. — А вырубленные по необходимости деревья идут на топливо».
Поддержание порядка на дорогах местного значения (в т. ч. и на придорожных полосах) в районе — задача Климовичского ДРСУ-172. «Лишнего не трогаем — действуем только в рамках санитарной рубки, удаляем кустарниковую растительность. На дороге должен быть порядок», — утверждает начальник ДРСУ № 172 Самир Музыченко.
Рубки древесно-кустарниковой растительности в придорожных полосах проводят дорожные рабочие. Вооружившись пилами, топорами, они борются за дорожную эстетику. Кустарник растет быстро, поэтому приходится повторять операцию по удалению вновь и вновь. В период острой необходимости к данным работам привлекаются не только дорожные рабочие, но и другие работники ДРСУ. «Так становишься универсалом», — шутят автогрейдерист Владимир Мазнев и водитель погрузчика Сергей Кохонов (на снимке).
«Придорожные лесополосы необходимы, — констатирует первый заместитель председателя райисполкома, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Дмитрий Мартинович. — Они предохраняют населенные пункты от пылевых бурь, сильных ветров, шума, препятствуют развитию процессов ветровой эрозии земель. Растения фильтруют воздух, сдерживают загрязнение почв тяжелыми металлами — техники становится все больше, движение на автодорогах все интенсивнее, причем, и днем, и ночью. Ну и, наконец, зеленые насаждения — это снегозадержание. Снег не выдувается с полей ветрами; снежный покров, укрывая посевы, предотвращает их от вымерзания. А больше снега — больше влаги и, стало быть, выше урожаи. К природе нужно относиться бережно. Так же бережно и избирательно нужно относиться к удалению деревьев на придорожных лесополосах. Руководствоваться принципом: целесообразность, польза, эстетика».
«На земле надо работать не только и не столько количеством, сколько качеством, — уверен начальник райсельхозпрода. — В некоторых случаях придорожные полосы расчищают для возврата земель в сельскохозяйственный оборот. Но в нашем районе сейчас такие мероприятия не проводятся. У нас есть где развернуться на уже имеющихся площадях сельхозугодий и есть куда расти в плане культуры земледелия и в плане повышения урожаев. Постараемся быть хорошими хозяевами».
Когда едешь на авто по трассе, а мимо бежит стоящий вдоль дороги ельник, березняк: летом — зеленый, зимой — посеребренный снегом да инеем, душа замирает: как красиво! Беречь нужно эту красоту, взращивать. Тем более, что от нее еще и огромная польза.
Галина ЦЫГАНКОВА.