В деревне скуке места нет

Говоря о Блиунге, мы чаще всего вспоминаем о Доме охотника, который там 18257расположен. Получается, что название деревни у нас ассоциируется с отдыхом, хорошим и приятным времяпрепровождением. Места здесь на самом деле живописные. Лично мне показалось, что даже и листва на деревьях ярче, и трава зеленей, и птицы поют звонче. Причем, забыть о суете, подумать о вечном и прекрасном меня подвигли не красоты охотничьего комплекса, а пейзажи в самом Блиунге.

«Нашу деревню еще 50 лет назад считали неперспективной. Тем, кто здесь начинал строиться, местное хозяйство неохотно оказывало помощь, — рассказывает Иван Петрович Братусев. — Так вот, некоторых сел, в свое время перспективных, уже и на карте не найдешь. А наша деревня живет. Пусть и людей здесь немного, зато все дружные, как одна семья».
Сам Иван Петрович из Зеленого Клина. Там родился, вырос, оттуда его и в армию провожали. А 18256когда демобилизовался, устроился слесарем в совхоз «Климовичский». На Галину он обратил внимание, когда та только школу заканчивала. Отметил для себя — умница, красавица, но совсем юная ж еще. Прошло несколько лет. За это время парень дамой сердца так и не обзавелся. Судьба как бы оберегала его от других красавиц, чтобы в жены он все же взял ту единственную, которая запала в душу. Молодые люди сыграли свадьбу, когда Галине исполнилось восемнадцать, а Ивану — двадцать четыре года. И вот уже пятьдесят один год идут супруги Братусевы по жизни рука об руку. Воспитали пятерых детей. Чтобы дочери да сыновья ни в чем нужды не знали, держали большое хозяйство. Ребят тоже к труду привлекали. Учили быть добросовестными, целеустремленными и ответственными. В их доме редко случались (да и случаются) разногласия. Иван Петрович — мужчина с юмором. При любых обстоятельствах он не теряет оптимизма, никогда ни на кого зла не держит. С ним, признается его супруга Галина Павловна, легко и надежно всегда было. Со всеми проблемами, сложностями, какие возникают в жизни, справляется сам — старается оберегать близких от негативных эмоций.
18255Семья у Братусевых сплоченная. Дети выросли, разъехались, но постоянно друг с другом на связи. Родители же для них по-прежнему авторитет. Расстояние во многие километры не мешает сыновьям и дочерям все знать о матери и отце, и если тем что нужно — дети готовы ради них горы свернуть. Внуки частые гости в Блиунге. И это не удивительно. Где они получат еще столько любви, доброты, понимания? Бабушка и дедушка для них самые-самые… Внуки помогли пенсионерам освоить компьютер. Иван Петрович даже решился зарегистрироваться в социальных сетях и выставил там несколько снимков щенка породы немецкая овчарка Верного. «Годы промчались, и не заметил, — признался Иван Братусев. — Но если годы не тяготили, значит, жизнь удалась».
Есть в Блиунге еще один, как говорится, неисправимый оптимист — это староста деревни Валентина Николаевна Коноплева. С ней не соскучишься: щедра на шутки и острые словечки. Валентина Николаевна душа компании. Разговорит любого, чудным образом к каждому найдет подход. А если в руки возьмет баян, да затянет какую-либо песню — держись, околица. Причем, никакого музыкального образования у Валентины Николаевны нет. Она даже нот не знает. Но музыку с раннего детства слышит, понимает, любит. На музыкальных инструментах научил играть отец. Ну, а отличные слух и голос дала сама матушка природа. Несмотря на талант и способности, Валентина 18254Николаевна о творческих профессиях никогда не помышляла. Сначала закончила Климовичский совхоз-техникум, позже — сельскохозяйственную академию в Горках. Так сложилась жизнь, что зоотехником работать ей практически и не довелось. Но лучше обо всем по порядку.
Замуж вышла рано — в 19 лет. Цветочно-букетный роман у Валентины и Владимира длился… три дня. Именно столько времени они были знакомы. И этого времени им вполне хватило, чтобы понять, что они созданы друг для друга.
Встреча — три дня ухаживаний — свадьба. Совсем нетипичный случай, когда малознакомые люди так быстро соединяют свои судьбы. Причем, не просто соединяют, а соединяют прочно. Вместе Валентина Николаевна и Владимир Аркадьевич уже больше сорока лет. И живут они, нужно сказать, в любви и согласии. И это при том, что супруги абсолютно разные по характеру. Она — быстрая, эмоциональная, импульсивная. Он — спокойный, уравновешенный, рассудительный.
Владимир Аркадьевич был военнослужащим. Валентине Николаевне вместе с ним пришлось немало поскитаться по гарнизонам. Поступила и сама на службу — чаще всего была делопроизводителем в инженерном отделе. Когда Владимир Аркадьевич уволился в запас, некоторое время супруги Коноплевы жили в Рославле. У них там была своя квартира. Казалось бы — живи и радуйся, что не обременен ни работой, ни срочными делами. Ан нет. Не смогли они наслаждаться «ничегонеделанием». Продали квартиру и переехали в Блиунг. Приобрели старенький дом. Через пару лет некогда ветхое жилье было не узнать. Владимир Аркадьевич все довел до ума. Прошло немного времени, и супруги снова затеяли ремонт. Сейчас он только в начальной своей стадии. Но Валентина Николаевна говорит, что в скором будущем у них комнаты будут выглядеть не хуже, чем те, что на картинках в модных журналах. Строительные, ремонтные работы — это одно. Другое — у супругов огромное хозяйство. В сараях — козы, куры, цыплята, гуси, индюки, поросята. А в-третьих — у них немалые наделы земли. «Все сельскохозяйственные заботы нам сейчас в радость, — признаются супруги Коноплевы. — Раньше-то в гарнизонах у нас не было возможности живность держать да грядки копать. А хотелось. К тому же физический труд в нашем возрасте только на пользу». Кстати, в палисаднике у них — настоящий ковер из многочисленных цветов разных сортов. Красиво, глаз радуется.
Через несколько домов живет мать Валентины Николаевны. Татьяне Павловне Сидоровой восемьдесят пять лет. Но она еще о-го-го! Полна энергии и жизнелюбия. Когда где услышит, как молодые жалуются на жизнь и сетуют, что благ каких-либо не имеют, сразу их перебивает, мол, благодарите Бога за то, что есть, не гневите судьбу. Не знаете вы лиха. Порой начнет рассказывать, каково это — жить со страхом, что нынешний день последний, каково это — постоянно испытывать чувство голода, каково это — мерзнуть в выкопанной в лесу землянке, находясь в ожидании, когда фашисты прекратят зверствовать в родной деревне. Она — одна из тех, кого называют детьми войны. Все то, что довелось увидеть, пережить в годы Великой Отечественной, навсегда осталось в памяти женщины. Война не отпускала и после победы. Уже в 1945 году семья похоронила Петра — старшего брата Татьяны Павловны. Он чудом смог выжить в немецком концлагере, в печах которого оборвалась жизнь многих и многих людей. Его организм выдержал все эксперименты, которые над пленными ставили в лагере немецкие медики. А потом что-то пошло не так. Истощенный и обессиленный Петр тихо умер дома, в кругу своих близких.
После войны тоже приходилось нелегко. Но сельчане умели довольствоваться малым. «Мы знали, что самое худшее позади, верили в светлое будущее, — рассказывает Татьяна Павловна. — Но тогда я себе и представить не могла, что мы будем жить так, как живем сейчас. Сегодня всего вдоволь и даже с избытком. Никто не ходит полуголый и голодный. Люди не ценят того, что имеют. Гонятся за большими деньгами, суетятся, злятся. Разучились радоваться и восхищаться. Плохо все это».
Татьяна Павловна никогда не боялась высказать свою точку зрения и детей этому учила. Вместе с мужем Николаем Федоровичем воспитали двух дочерей и сына. Сейчас рядом с ней сын Николай. Полгода назад он в одночасье переехал из Латвии, где долгое время жил, на малую родину. И не жалеет об этом.
А вот Тамара Ильинична Курочкина из своего Блиунга надолго никогда не уезжала. В этом селе прошла вся ее жизнь. Здесь выросли она, ее трое детей, сюда приезжают внуки. В деревенской тиши родные и близкие приводят мысли в порядок, отдыхают душой от суеты, помогают Тамаре Ильиничне и ее супругу Михаилу Александровичу по хозяйству, а еще — с удовольствием поедают различные вкусности, которые стряпает для них их любимая мама и бабушка.
Женщина много лет работала поваром в Гусарковской школе. Признается, что стоять возле плиты ей в удовольствие. Она также твердо уверена, что даже самое простое блюдо может стать необыкновенно вкусным, если готовить его с хорошим настроением, вложив в него вместе с нужными ингредиентами частичку своей души. Тамара Ильинична не может и минуты посидеть без дела. С утра до вечера на ногах: то в огороде, то в поле, то в сараях. Наделы земли у пенсионеров немалые, а в хозяйстве — лошадь, куры, гуси, индюки, утки. Михаил Александрович от жены не отстает, вся самая сложная работа, требующая мужской силы, — за ним. Осенью Тамара Ильинична собранный урожай упорядочивает. Сколько банок с овощами, фруктами закрывает, сама сосчитать не может. Зимой же, когда появляется немного свободного времени, женщина садится за швейную машинку. Вечер работы — и из двух-трех старых вещей выходит вполне приличная обновка ей или супругу. Женщина говорит: «Пока ноги ходят, а глаза видят, нужно трудиться. Мне работа радость приносит, так что и усталость после нее приятная. Безделье ж всегда граничит с апатией. Нам же, сельским жителям, хандра не страшна, есть дела поважней, чем скука и уныние».
Вероника ЛЕВИТ.