В центре внимания — система образования

Сегодня социально-экономический комплекс нашей страны ориентирован на развитие инновационной экономики, в основе которой находятся современные информационные технологии. Процесс модернизации предприятий и организаций сопровождается изменениями квалификационных характеристик рабочих и служащих, что в свою очередь требует изменений в содержании их подготовки.
Деятельность учреждений образования Могилевской области нацелена на совершенствование системы образования, реализацию молодежной политики, активизацию процессов создания экономики знаний и перехода на инновационный путь развития. Задача системы – создать оптимальные условия не только для получения знаний и профессионального становления молодых людей, но и их социализации с целью обеспечения стабильности в обществе.
Таким образом, образование является приоритетным направлением социальной политики государства и области.

Современная система образования Климовичского района включает 28 учреждений образования, в том числе:
9 учреждений дошкольного образования (дошкольные группы имеются также в 8 учебно-педагогических комплексах детский сад-школа) – 884 воспитанника;
14 – общего среднего образования (в том числе 8 учебно-педагогических комплексов детский сад-школа), из них 1 – гимназия, 2 – начального, 2 – базового, 10 – среднего образования – 2842 учащихся.
Кроме этого осуществляют свою деятельность Климовичский центр дополнительного образования детей и молодежи (98 объединений по интересам, 1069 учащихся), социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специализированное учебно-спортивное учреждение «Климовичская детско-юношеская спортивная школа» (530 учащихся), центр физкультурно-оздоровительной работы «Здоровье».
На территории района функционируют также учреждения образования «Климовичский государственный профессиональный лицей № 14» и «Климовичский государственный аграрный колледж» – областного подчинения.
В системе образования Климовичского района (без колледжа и лицея) работают 1298 человек. Образовательный процесс в учреждениях осуществляют 600 педагогических работников, из них в школах и дошкольных учреждениях – 546 педагогических работников, из них учителей – 405 человек. Из них 91% имеют высшее образование, 9% имеют среднее специальное образование.
В 2016 году в район прибыло 9 молодых специалистов, из них 7 – с высшим образованием, 2 – со средним специальным. Всего за последние 5 лет к работе приступил 71 молодой специалист.
Для организации подвоза обучающихся, находящихся в сельских населенных пунктах, от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в районе используются 9 школьных автобусов. В 2016 году Банком развития был подарен новый автобус. В среднем ежедневно осуществляется подвоз 296 обучающихся и воспитанников из 42 населенных пунктов.
В учреждениях дошкольного образования района для удовлетворения запроса семьи на образовательные услуги активизирована работа по внедрению новых форм организации дошкольного образования. Организована работа 8 групп «Материнская школа» (26 детей), 6 адаптационных групп (26 детей), для 4 детей оказываются образовательные услуги на дому по учебной программе дошкольного образования, 2 группы вечернего пребывания (21 ребенок) и 1 группа выходного дня (18 воспитанников).
Повышение качества образования учащихся – одна из основных задач учреждений общего среднего образования района.
Достигнуты определенные результаты в данном направлении. По итогам 2015/2016 учебного года 64,9% учащихся имеют высокий и достаточный уровни знаний (областной показатель – 64,6%). Аттестаты особого образца с награждением золотыми медалями получили 14 выпускников 11 классов (в прошедшем учебном году – 5). Свидетельства об общем базовом образовании с отличием выданы 15 выпускникам 9 классов (в прошедшем учебном году – 16).
Практически все выпускники, поступившие в вузы, были охвачены факультативами по подготовке к ЦТ – 71% от общего количества. На базе районной гимназии были организованы межшкольные факультативы по математике, русскому языку, химии, биологии.
В 2016 году выпускниками нашего района достигнуто 7 максимальных результатов (100 баллов) на централизованном тестировании: 2 – по обществоведению (средняя школа № 1, средняя школа № 3), 2 – по русскому языку (гимназия, средняя школа № 3), 2 – по белорусскому языку (средняя школа № 3, Тимоновская средняя школа), 1 – по физике (Тимоновская средняя школа).
Второй год подряд район занимает 1 место в области по сдаче ЦТ.
По итогам учебного года 3-е учащихся включены в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся.
Шестой школьный день недели в учреждениях образования предназначен для проведения факультативных занятий, объединений по интересам, проф- ориентационной работы, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, других внеурочных мероприятий.
Большинство районных конкурсов, мероприятий, соревнований проводится в субботу. В основном они носят спортивный характер: спортивные праздники, спортландии, соревнования по видам спорта, работа спортивных секций.
Также в шестой школьный день организована работа объединений по интересам, факультативных занятий, заседаний семейных клубов, проходят воспитательные массовые мероприятия.
В целом в области процент посещаемости учащимися объединений, секций в субботу составляет 80-100%.
Итоги и фотоотчеты о проведенных мероприятиях размещаются на сайтах учреждений образования и отдела образования, спорта и туризма в рубрике «Шестой школьный день».
В целях совершенствования организации шестого школьного дня министр образования Игорь Карпенко подписал Приказ от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня». 
Руководители учреждений образования, как и ранее, будут планировать расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9–11 классов, стимулирующих – для одаренных и талантливых детей, поддерживающих – для слабоуспевающих. 
Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др. 
Особое внимание в приказе уделено взаимодействию с семьей. Родители, в случае необходимости, смогут посетить консультации, встретиться с педагогами-предметниками, обсудить вопросы, которые они не могут решить в силу своего рабочего времени в будние дни. 
В шестой школьный день работают учреждения дополнительного образования детей и молодежи. 
Максимально заняты в мероприятиях шестого школьного дня учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета. 
Еще один пункт приказа подразумевает усиление работы объединений по интересам трудовой направленности – «Умелые руки», «Реальное дело», «Готовим сами», «Учимся шить», «Хозяюшка» и др. 
Одно из принципиальных новшеств – решение вопросов трудового воспитания и взаимодействия общей средней школы с системой профессионально-технического образования. Уделено пристальное внимание организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ и гимназий на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений. Проведение таких занятий (в шестой школьный день) на базе лицеев и колледжей поможет школьникам постичь навыки тех или иных профессий. 
По-прежнему в школах и гимназиях будут проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия, игры, спартакиады, соревнования, занятия объединений по интересам спортивной направленности. 
Основными нововведениями вступительной кампании 2017 г. в учреждения высшего образования являются:
– возможность сдачи централизованного тестирования по четырем учебным предметам;
– увеличение срока действия сертификатов централизованного тестирования до двух лет;
– организация до трех резервных дней централизованного тестирования.
Абитуриенты, поступающие на сельскохозяйственные специальности, теперь должны сдать два профильных испытания по учебным предметам, самостоятельно выбрав форму – либо централизованное тестирование, либо вступительные испытания в учреждении высшего образования.
Для поступающих на сокращенный срок в учреждения высшего образования всех профилей предусмотрено два вступительных испытания по дисциплинам учебного плана среднего специального образования, перечень и форма проведения которых определяется приемной комиссией учреждения высшего образования.
Вводятся льготы для учащихся профильных классов и групп педагогического направления при поступлении на педагогические специальности: зачисление на дневную бюджетную форму получения высшего педагогического образования выпускников таких классов будет осуществляться без сдачи ЦТ только по результатам собеседования. Условием является то, что в школьном аттестате все отметки должны быть не ниже 7 баллов, а по профильным предметам – не ниже 8. Следует обратить внимание абитуриентов и на то, что срок последующей обязательной работы по распределению таких учащихся составит не менее пяти лет.
Уточнены и расширены льготы для победителей областного и заключительного этапов республиканской олимпиады и медалистов. Так, без вступительных испытаний и ЦТ можно будет поступить не только на педагогические специальности, но и на другие востребованные экономикой страны специальности, перечень которых будет установлен Министерством образования по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.