Традиционные танцы Климовщины

Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев, которые легли в основу народно-хореографических традиций Беларуси.
Танцевальная культура нашего региона невероятно богата. Народные праздники и обряды никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, крестин, родин, празднования Масленицы, Колядок, Купалья, «Зажинок» и «Дожинок». В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые вечерки — посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.

Павловичские па

Климовичские танцы почти все массовые, парные. Иногда танцуют одни девушки или одни юноши. Наиболее популярные народные танцы на Климовщине в ХХ веке: «Лявоніха», «Зеленая роща», «Нарэчанька», краковяк, барыня, полька, «Свеціць месяц», «Мікіта». В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.

Танец «Мікіта»

Свое влияние на белорусский танец оказало соседнее государство. По словам заведующего Звенчатским сельским клубом Ирины Лукашенко, в приграничной деревне прижились «Саратово», страдания и «Досада». Их танцуют в учреждении культуры Максим Спасов и Оксана Мартынникова, Наталья Салова и Виолетта Анелькина, Светлана Самосуева и Ирина Лункашу, Клавдия Бунина и Светлана Якушева. Переняли танцы от Марии Петровны Васильевой и Раисы Парфеновны Фоменко.

Почти всегда в танце рассказывается какая-нибудь история или обыгрывается определенная ситуация. Например, в популярном танце «Мікіта», где Мікіта — жизнерадостный заводила всех игр. Он всегда в центре внимания, ему отдается первенство в ловкости и находчивости. Это яркий национальный образ. Танец выделяется красивым рисунком, акцентом на игровые моменты. В Старом Дедине, Барсуках, Милославичах и Родне для этого танца необходимы ленты, скрещенные между собой. Их во время исполнения размещают на полу.
Веселый, жизнерадостный танец краковяк знают все старожилы района. Он построен на основе элементов национального польского танца. Музыка танца быстрая и оживленная. В 14 веке краковяк танцевали как танец-пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала  был чисто мужским танцем, дам приняли только в ХVIII веке. Но это сразу  придало ему грацию, задор и воздушность.
Прижился на Климовщине и российский бальный танец конца XIX века в характере вальса с заметным испанским колоритом — падеспань. Исполняется он в паре, плавно и задорно, с передвижениями вперед и назад по линии танца. В настоящее время характерная испанская манера шагов и поз танца падеспань уступила место более обезличенному бальному стилю исполнения.
В Ивановой Слободе в 1970-е годы, по словам бывшего заведующего сельским клубом Надежды Комаровой, сельчане пускались в пляс под «Лявоніху», страдания, «Зеленую рощу», лезгинку, барыню.
В агрогородке Лобжа помимо вышеперечисленных популярными были танцы «Шахтеры» и цыганочка. В д. Старый Дедин еще танцуют яблочко.
— Наиболее распространенными у нас были танцы «Ручеек», «Мікіта», полька, «Лявоніха», «Коробочка», «Семеновна», «Зеленая роща», — рассказывает 96-летняя жительница д. Леонполье Нина Ивановна Игнатенко. Нанимали музыканта — дударя, скрипача, а позднее — гармониста. Танцевали то одни девушки, то девушки вместе с парнями. А пока молодежь танцует, старики притопывают в такт ногами да подпевают вполголоса. Музыканты же не забывали своего дела и лихо выводили мелодии на своих инструментах. У детей в 50-е годы был популярен танец «Летка-енька».
Постепенно в деревню стали проникать «городские танцы»: кадрили, вальс и другие. Во время плясок женщины пели короткие задорные песни.

Малышковичские артисты

Главной особенностью всех упомянутых танцев является плавность движений танцующих, так как особых замысловатых фигур не полагалось. Парни показывали свою удаль сильным притопыванием каблуками в такт музыки, заламыванием шапки набекрень, взмахами рук, присвистом и пением.
Многие народные танцы возникли на основе богатого песенного и песенно-игрового фольклора. Такие танцы, хороводы, игры, сохранившиеся в народе до нашего времени, имеют общее название с песнями, под которые они исполняются: «Лянок», «Бульба», «Лявоніха», «Мяцеліца». Слова песни помогали раскрыть содержание и характер танца.
Сохранение и популяризация фольклорного наследия является одним из ключевых направлений централизованной клубной системы Климовичского района. Эту работу проводит ведущий методист по фольклору и этнографии. Уже стало традицией ежегодно проводить смотр-конкурс пар исполнителей традиционных бытовых танцев Климовичского района «Танцы Климовщины». Не стал исключением и этот год.
Во всех учреждениях культуры демонстрировали танцы, которые танцевали в прошлом веке наши бабушки и дедушки.
Поразили своим разнообразием работники сельских Домов культуры и сельских клубов. Здесь старожилы вместе с детьми разучили и продемонстрировали более десятка танцев.

Роднянский коллектив

Например, представители агрогородка Родня разучили новые танцы — «Матлет», «Во саду ли», «Канапэ», «Суббота», «Лысый».
Хорошо, что в районе проходят такие конкурсы. Работники культуры все фиксируют на видео для будущего поколения, а копии записей передают на хранение в районный краеведческий музей.

Дарья Эверс.
Фото автора и Надежды Сабировой.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *