Здесь истоки наши, здесь мы родились

На улице стояла жара — казалось, плавился асфальт. Но встреча односельчан была еще жарче: от горячих поцелуев, от радостных объятий, от лучащихся улыбок и сияющих глаз. «Я словно помолодела на сорок лет, словно в юность окунулась», — признавалась после одна из организаторов встречи Ольга Степановна Ильюшкина. Паши, Тани, Гали, Саши… «К черту отчества! Мы — молоды!»
Деревня Федотова Буда Галичского сельского Совета. Больше 150 дворов. В каждом жизнь бьет ключом: заливисто смеются дети, призывно мычат коровы, солидно хрюкают свиньи, весело сокочут куры, важно прогуливаются петухи… Три стада коров гонят пастухи с пастбища в деревню: разбирайте, хозяюшки, своих буренок-пеструшек!
А на ферме, что сразу за селом, свое стадо, общественное — под тысячу голов. Молочные коровы, откорм, телята.
Шоферы, трактористы — те день-деньской в поле: пахать, сеять, косить, жать, отвозить… Всем в деревне хватает дела.
…Нет, это не сегодняшний день Федотовой Буды — к сожалению, это день вчерашний. И вот за этим, вчерашним днем, приехали жарким субботним деньком бывшие жители деревни — из разных уголков Беларуси, России, даже из Украины и из Израиля. Более полусотни человек собралось. Казалось бы: ехать за тысячи километров, чтобы несколько часов провести в опустевшей деревне, где подворья уже заросли травой, где о них напоминают порой лишь яблони да сливы? (А деревья-то плодоносят, сучья сгибаются под тяжестью слив, груш, яблок). Но — едут. Едут каждый год — в июле либо в августе: в зависимости от того, как сговорятся-созвонятся.
Первым идею собраться подал Александр Степанович Ильюшкин (он же нередко выступает и спонсором встреч). Живет он сейчас в Санкт-Петербурге. Но, будучи как-то раз в гостях у своей сестры Ольги под Могилевом и разглядывая старые фотоснимки, мечтательно промолвил: «А хорошо бы собрать односельчан в родной деревне! Вот бы отлично посидели! Сколько лет я уже их не видел…» Скорая на принятие решений и деятельная Ольга тут же откликнулась: «А что, давай попробуем!» И позвонила своей односельчанке (а ныне жительнице г. Климовичи) Надежде Григорьевне Бобровой. Та, не менее деятельная и шухорная, тут же начала действовать. И — закрутилось-завертелось!..
Первая встреча состоялась десять лет назад. С тех пор традиция не прерывалась ни разу. Даже если, как в этот раз, дела не отпускали самого Александра Степановича.
Семья учителя
Здесь истоки наши, здесь мы родилисьИльюшкиных уважали в Федотовой Буде: еще бы! — учительская семья! А учитель в те годы на селе был авторитетен.
Вообще-то родом Степан Артемович Ильюшкин был из Галичей. А в Федотову Буду его направили директором начальной школы уже после войны. Кстати, войну Степан Артемович прошел всю: был мобилизован в первые дни, воевал в пехоте, дошел до Берлина и расписался на рейхстаге. Несколько раз был ранен. Дома его ждала жена с двумя детьми-погодками —1936 и 1937 годов рождения.
После назначения семья переехала в Федотову Буду. Жили при школе (в пристройке с печкой). Но они и этому были рады: все-таки свое жилье. Потом построили себе дом.
В финансовом плане учительской семье (жена, Надежда Николаевна, работала техничкой в школе) жилось еще ничего: зарплату платили, имелись живые деньги (колхозники-то после войны работали за трудодни), а вот с землей было туго: тем, кто не работал в колхозе, давали всего пятнадцать соток. А что такое пятнадцать соток в деревне? Когда и корову нужно держать, и свиней, и кур? А чем кормить? Да и семья росла — дети рождались: 1947 год, 1949, и последняя, Ольга, — 1954 год.
Что-то сеяли-сажали у себя на огороде. Картошку покупали у людей. При школе был огород, там тоже сажали картофель. Потом, выкопав, отсортировывали на крупный-мелкий. Крупный оставляли в школе, ученикам на обеды, а мелкий покупал учитель — для скота.
Когда школу в Федотовой Буде закрыли, Степан Артемович перешел учительствовать в Галичи, в среднюю школу. Кстати, в этой же школе некоторое время работала пионервожатой и его дочь Ольга.
— Но я поняла: школа — это не мое, — говорит Ольга Степановна. — И поступила в Климовичский техникум на зоотехника. После окончания десять лет отработала в колхозе («Путь к коммунизму», центр — д. Галичи – авт.). Была бригадиром комплексной бригады, зоотехником, главным зоотехником. Вышла замуж, родила сына. Но семейная жизнь не сложилась. Жили с мамой в родительском доме (отец тогда уже умер). И брат (который жил в Могилеве) стал звать к себе: «Переезжайте в Могилев — я к вам помогать не наезжусь, далеко». «О-о, нет, — говорю. — Я в городе не смогу. Мне найди что-нибудь в деревне».
Сейчас Ольга Степановна живет в агрогородке Сидоровичи, под Могилевом. До выхода на пенсию работала зоотехником, главным зоотехником колхоза «Россия» (в настоящее время вошел в состав ОАО «Агрокомбинат «Восход»).
Брат Александр, как и все парни тогда, служил в армии. Затем он окончил школу милиции, Высшую школу МВД. Александр Ильюшкин полковник МВД России. Сейчас он президент ассоциации «ПРОФИ-Северо-Запад», генеральный директор ООО «Юридическая фирма «Центр безопасности бизнеса -02» Ассоциации профессионалов силовых структур.
…И песня разливалась по округе
Это была песенная семья. Знатной певуньей слыла мама, Ольга Петровна. Материн талант передался дочерям, Галине и Надежде. А когда дочки подросли, песня трио Минченко разливалась по вечерам по будянской округе.
Любовь к музыке и песне сестры пронесли через всю жизнь. И сейчас, когда соберутся вместе, обязательно отведут душу, напоются вволю под аккомпанемент мужа Надежды, знатного гармониста.
— Когда была девчонкой, мечтала: «только бы муж у меня был гармонистом!» Так и вы-шло, — с улыбкой рассказывает Надежда Григорьевна. — Мы с мужем из соседних деревень (он из Галичей), учились в Галичской школе (он на класс старше). Я влюбилась в него где-то классе в шестом. Он так красиво играл на гармошке! Гармошкой меня и приворожил.
После восьмого класса пути наши с Мишей разошлись. Первым уехал Миша — поступил в Добрушское училище электротехники. Потом я стала учиться в Могилевском медучилище. Виделись только на каникулах.
Окончив училище, Миша немного поработал в Галичах, в колхозе, и его призвали в армию. А весной, в марте, он пришел в отпуск. Ну и я к нему приехала. И он при встрече так буднично, как само собой разумеющееся, говорит: «Надь, а давай распишемся!» И мы расписались — в Галичском сельсовете на следующий день. Жених был в военной форме, невеста — просто в выходном платье. Не было у нас ни колец, ни даже цветов. Седьмого марта расписались, а девятого разъехались: молодой муж уехал в часть, в Ленинград, дослуживать, а молодая жена — в Могилев, доучиваться. Расстались еще на год.
Пока Михаил служил, Надежда успела окончить медучилище и в июне получила распределение в Миорский район Витебской области. Уже оттуда забрал ее в Климовичи молодой муж. Жить стали в райцентре. Она устроилась на работу в аптеку райбольницы, он — в райсельхозтехнику, заочно окончил Кличевский техникум механизации.
Кстати, гармошка — это у Бобровых семейное: на гармошке играл и дядя, и старший брат Петр.
Галина живет в городском поселке Ореховск Оршанского района Витебской области. Она также работала в аптеке. И тоже знатная артистка. В свое время выступала даже в драмтеатре. Сейчас поет в народном хоре.
На встречу с земляками жены Надежды супруг Михаил, конечно же, прихватил свою верную гармонь.
Орденоносец
Большая семья была у Иосифа Семеновича и Ульяны Ефимовны Пимоненко: семеро детей. Все они выросли достойными людьми. Со временем дети разъехались, лишь Михаил остался в родном селе.
Вначале он работал киномехаником. Со своей кинопередвижкой колесил по окрестным и дальним селам, показывал кино. Обслуживал 14 деревень.
— Электричества тогда в деревнях еще не было — оно появилось только где-то в середине 60-х годов, — вспоминает Михаил Иосифович. — Кино крутили либо в школах (начальных школ было много), либо в большой крестьянской хате. Натягивали экран, запускали движок — и пошло.
Из деревни в деревню передвижку возили на конях. Ох и чудили мы порой с напарником! Хлопцы ж молодые. Едем, бывало, зимней ночью. Темень! А мы прицепим лампочку на дугу, заведем движок и — со светом по санной дороге: по полю, по лесу… Конь, правда, сначала нервничал, а потом привык.
Перед службой в армии Михаил Иосифович окончил от военкомата курсы шоферов в Климовичском УМСХ № 4 (училище механизации сельского хозяйства). Отслужив, вернулся в родное село и продолжил работать киномехаником. А потом встретил свою будущую супругу, Валентину Ивановну. В 1968-1969 годах она работала медсестрой в Галичской участковой больнице. После свадьбы молодые супруги переехали на родину жены, в Костюковичский район. Михаил вначале работал шофером, а затем, окончив курсы механизаторов, — трактористом в колхозе «Парижская коммуна». Трудился отлично, знатный комбайнер, получил немало наград. Орденоносец: награжден орденом Трудовой Славы 3 степени, также награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР, есть у него и Почетные грамоты обкома и райкома КПБ.
На встречу с односельчанами Михаил Иосифович приехал с женой и сестрой Раисой Иосифовной, которая в настоящее время живет в Белгороде.
А на родине — лучше!
Антонина Емельяновна Кравченко (в девичестве — Корнеенко) тоже родилась в Федотовой Буде. Окончила здесь начальную школу, затем в четвертый класс пошла в Галичскую. А потом переехала с родителями в Климовичи и училась уже в средней школе № 1.
Как Тоня пела! Звонкий голосок звучал на всех утренниках. А в Галичах на новогоднем утреннике она выступала в костюме украинки: на голове яркий венок из бумажных цветов, разноцветные ленты по спине… А песня!… «Верховына, маты моя! Вся краса Чудова твоя!» — вдохновенно пела девочка.
И напела: судьба действительно-таки забросила ее в Украину. После школы и училища работала на Гомельской фабрике «Спартак», снимали с девчонкой-коллегой квартиру. Та и познакомила Тоню со своим братом Сашей, который жил и работал в Харькове, туда же и увез после свадьбы молодую жену. Родились двое сыновей.
А в неспокойные 90-е годы семья вернулась в спокойную Беларусь: приехали в Климовичи, на родину жены.
Антонина Емельяновна долгое время работала в больнице. Сейчас на пенсии. Сыновья выросли, подарили бабушке троих внуков.
Староста знает все
В некогда большой Федотовой Буде сейчас осталось всего 6 дворов, проживают 8 человек. Староста деревни — Наталья Васильевна Гарбович. Она хорошо знает всех людей, если что, жители обращаются к ней.
— Два раза в неделю приезжают автомагазин и почтовая машина, привозят все необходимое. Конечно, с теми временами, когда здесь был свой магазин, не сравнить, но те времена ушли, живем сегодняшним днем. Не забывают нас председатель Галичского сельсовета Валерий Иванович Филимонов и фельдшер Галичского ФАП Ирина Викторовна Егорченко.
Сама Наталья Васильевна из деревни Ковалевка, что возле Звенчатки. После окончания Климовичского совхоза-техникума была направлена на работу в колхоз «Путь к коммунизму». Молодого специалиста назначили заведующей фермой в Федотовой Буде. Жить определили на квартиру к бабушке-сельчанке.
А вскоре симпатичную трудолюбивую девушку заприметил местный парень, водитель Василий Гарбович. Братья Василий и Михаил Гарбовичи работали шоферами. Парни они были бойкие, и если уж им понравилась девушка, отбить ее у них не мог никто. Вот и Василий никого не допускал к своей Наташке.
А потом поженились. Поставили свой дом. Родили и вырастили троих детей. Дождались уже и внуков. Рука об руку идут по жизни Наталья Васильевна и Василий Николаевич Гарбовичи уже сорок два года.
Особый почет на встрече был ветеранам села — Вере Ивановне Бабекиной и Нине Васильевне Пистолетовой. Им от имени собравшихся Ольга Степановна Ильюшкина преподнесла небольшие подарки.
У Веры Ивановны Бабекиной — красивый дом (ставили его с мужем Михаилом Егоровичем, который, к сожалению, уже умер), ухоженный двор, огород.
— А как же: работаю, пока силы есть. В деревне без огорода нельзя — утверждает хозяйка. — Корову? Нет, не держу. А раньше были — и коровы, и свиньи… Сейчас дети (сын и дочка) живут отдельно (в Сидоровке и Судилах). У них свои семьи.
Нина Васильевна Пистолетова не сразу соглашается на фото: «Что меня, старую, — в газету? Про молодых пишите!»
У самой Нины Васильевны детство и молодость были трудными. Отец погиб на войне. Мать одна поднимала троих детей. Поэтому учиться Нине не пришлось, окончила только местную школу-четырехлетку. С детства помогала матери, а потом и сама пошла на ферму. Работала телятницей, была передовой, не раз получала награды. Награждена и медалью «Ветеран труда».
Встреча проходила красиво. Надежда Григорьевна Боброва прочитала трогательные стихи о малой родине. Вверх взмыли воздушные шары: «Это частички наших сердец улетают в родное небо, чтобы мы не раз еще встретились здесь под ним», — сказала Надежда Григорьевна.
Здесь истоки наши, здесь мы родилисьИз Москвы приехала Нина Александровна Василенко, из Климовичей — Галина Владимировна Артюхова (она не была жительницей Буды, но приехала, чтобы повидаться с бывшими коллегами по работе в колхозе «Путь к коммунизму»); Людмила Ивановна Василенко — из Горок, Тамара Геннадьевна Андрейчикова — из Свердловска, Раиса Васильевна Андрейчикова — из Могилева, Михаил Иванович Котов — из Рославля. И еще много, много других…
Сколько было воспоминаний, сколько рассказано историй, спето песен… Кстати, был на этой встрече и еще один знатный баянист и гармонист — Павел Александрович Чукичев. Тоже будянин. Как с улыбкой сообщил мужчина: «Я родился в Буде на печке».
«До новой встречи!» — говорили, разъезжаясь по своим домам односельчане. Значит, она будет, новая встреча.
Галина Цыганкова.