Агрогородок Звенчатка. На перекрестке жизненных дорог

В агрогородке Звенчатка живут 390 жителей. Здесь созданы все условия для нормальной, благополучной жизни. Есть врачебная амбулатория, клуб, библиотека, отделение почтовой связи, комплексный приемный пункт бытуслуг, отделение ОАО «Беларусбанк», УПК Звенчатский детский сад — средняя школа. Никто, с кем в день приезда в агрогородок довелось пообщаться, на трудности в жизни не жаловался. Сегодня на сельской странице мы расскажем о судьбах некоторых жителей Звенчатки.

Агрогородок Звенчатка. На перекрестке жизненных дорогА начнем с Валентины Васильевны Захарченковой. Она родом из Незнани. После окончания Могилевского педучилища приехала по распределению на работу в Звенчатский детский сад. Сначала, где-то полгода, была воспитателем, а потом ответственного, трудолюбивого молодого специалиста назначили на должность заведующего этим дошкольным учреждением. По словам Валентины Васильевны, в то время в их детском саду воспитывалось больше тридцати детишек. Коллектив был замечательный, поэтому и работать было легко. Около тридцати лет Валентина Захарченкова руководила коллективом до-школьного учреждения, а потом, после реорганизации, когда сад и школа стали комплексом, до самого выхода на пенсию работала там воспитателем. На заслуженном отдыхе женщина долго сидеть не смогла, устроилась санитаркой в Звенчатскую врачебную амбулаторию врача общей практики. Говорит, что с ролью пенсионерки ей свыкнуться так и не получилось: слишком много еще у нее энергии, энтузиазма и желания быть полезной.
Муж, Юрий Николаевич, ее поддержал. Кстати, с ним они рука об руку по жизни идут уже тридцать лет. Супруг сам из Папоротки. А познакомились они в Звенчатском сельском клубе. После свадьбы местное хозяйство выделило молодоженам дом. Потихоньку семья обустроилась, завела хозяйство. В 1989 году родилась дочь Юлия, а через год — сын Дима. Оба ребенка получили высшее образование. Сейчас дети живут и работают в Могилеве. На пятидесятилетний юбилей Валентины Васильевны дочь со своим супругом преподнесли особенный подарок — внука Кирилла. 2 декабря бабушка будет праздновать пятидесятипятилетие, а внук — свой первый пятилетний юбилей. Во внуке супруги Захарченковы души не чают. Благо его частенько привозят в Звенчатку. Вот где мальчишке раздолье! Бабушка с дедушкой все его желания исполняют, балуют. И подарками задаривают, и вкуснятину готовят. Каждую свободную минутку с внуком проводят. Хотя этих самых свободных минут у супругов Захарченковых не так много. С молодости они привыкли держать большое хозяйство. И сейчас в сараях и поросята, и коровы, и бычки, и птицы полным-полно. Все на столе свое, натуральное. Дети, когда приезжают, конечно же, помогают, особенно когда надо огороды и наделы земли засевать, а потом по осени урожай собирать. Хотя, глядя на стройную, моложавую и ухоженную Валентину Васильевну, и не скажешь, что она много времени сельскохозяйственным работам отдает. Женщина выглядит замечательно, может потому что все, чем она занимается, ей по-настоящему нравится — и в семье, и на работе она чувствует себя счастливой.
Агрогородок Звенчатка. На перекрестке жизненных дорогВ тот день зашли и к супругам Тапуновым. Николай Григорьевич и Надежда Титовна недавно отметили золотую свадьбу. По жизни вместе идут пятьдесят лет. Понятно, что за эти годы всякое в семье было: и радости, и недопонимания, случались и конфликты. Но мысли «разбежаться» ни у одного из них никогда не возникало. Николай Григорьевич долгое время был в местном хозяйстве заведующим мастерскими. Надежда Титовна работала и в звенчатской столовой, и на заправке ГСМ. Супруги воспитали двух дочерей, дождались трех внучек и уже одного правнука. Сейчас Николай Тапунов все больше по хозяйству трудится. Есть и скотина, и птица, и наделы земли. Да и свой дом постоянно требует хозяйских рук. А вот Надежда Титовна, справившись со всеми домашними делами, спешит в звенчатскую церковь святого Василия Великого. В местном храме она работает больше пятнадцати лет.
 — Прихожу в храм, как в родной дом, — говорит женщина. — Даже не так: я прихожу в дом Божий и смотрю, чтобы все здесь было чисто. Может, на обычной работе человек и думает, как бы скорее сделать да уйти, но разве здесь так можно? Нельзя в храме работать второпях: ну сделал, и ладно. Как подумаешь, для кого делаешь-то — желание оставить уборку в дальнем уголке «на потом» пропадает. Уборка — это не только мытье полов, хотя и оно имеет в церкви свои особенности. Еще есть подсвечники, которые надо чистить, смазывать маслом (чтобы воск не наслаивался), гасить и убирать в специальный ящик свечные огарки. Когда иногда вижу, что в храме кто-то теряется, не знает, как себя вести — стараюсь подсказать, посоветовать. К счастью, с каждым годом народ все ближе к храму становится. Мне же работа в церкви не только дает телесные силы, но и окрыляет душу, — подытоживает Надежда Титовна.
А еще Надежа Тапунова находит время и на художественную самодеятельность. Старается не пропускать ни одной репетиции в местном клубе. Вместе с другими самодеятельными артистами и поет, и танцует, и в инсценировках участвует. На сцене она тоже отдыхает душой. Дарить людям праздничное настроение доставляет ей несказанное удовольствие.
Николай Григорьевич супругой гордится. Говорит, что она всегда молода душой, всегда хорошо выглядит и практически всегда в хорошем настроении. С такой не заскучаешь. Поэтому, наверное, и смотрит он на нее, как и пятьдесят лет тому назад, с любовью и восхищением.
Агрогородок Звенчатка. На перекрестке жизненных дорогВ агрогородке Звенчатка мне посчастливилось пообщаться еще с одной замечательной женщиной — Зоей Николаевной Бамбизовой. Вот у кого жизнь не была усыпана цветами, вот кому судьба подбрасывала не одно испытание и не раз проверяла на прочность. Чего стоило ей выстоять, знает только она.
Сама Зоя Николаевна из Ковалевки. В двадцать один год вышла замуж за ивановского парня. Молодая семья обосновалась в Звенчатке. Супруг Николай Михайлович трудился механизатором. А вот Зое Николаевне в разные периоды жизни приходилось порой совмещать сразу несколько работ, чтобы в доме достаток был. И на ферме работала, и молокосборщиком, и завхозом в школе. В семье родился сынок Виталик, через пять лет — дочь Татьяна. Жили они как все, трудом да заботами. И здесь, как гром среди ясного неба, — трагически погибает восьмилетний сын. Вместе с ребенком мать похоронила большую часть себя. Никак не могла смириться с утратой. Каждую ночь во сне видела любимого сыночка, каждую ночь снова и снова сердце разрывалось от боли. Вспоминала, как он, будто бы предчувствуя свой ранний уход, каждую секунду старался проводить возле нее, был маминым сыном. Вспоминала, как не могла нарадоваться успехами сына: он и по дому помогал, и писать, читать научился раньше, чем в школу пошел, и ласковый такой был, рассудительный. Кто знает, может быть не справилась бы с горем Зоя Николаевна, если бы не появился на свет еще один ребенок — сын Роман. Женщине удалось взять себя в руки и посвятить всю свою дальнейшую жизнь дочери и сыну. Она работала от зари до зари, чтобы у детей все было. Семья всегда держала огромное хозяйство. Чтобы везде успевать, сама ездила на мотоцикле. Бывало, посадит своих ребятишек в коляску и — вперед в Ковалевку, матери помогать то сено грести, то грядки пропалывать.
Дети выросли, получили образование и уехали жить и работать в областной центр. Супруги Бамбизовы остались вдвоем. Жили потихоньку, весь день возле своего многочисленного скота да птицы ходили. И вдруг снова несчастье. Девять месяцев назад неожиданно умирает Николай Михайлович. Без хозяина одной в доме Зое Николаевне совсем тоскливо стало. Долго училась жить без него. Забывается только за работой. А ее хоть отбавляй. Шутка ли: в сараях коровы, бычок, поросята, утки, куры. Плюс к этому — большие наделы земли. В сезон женщина еще успевает грибов и ягод из леса наносить. После смерти супруга научилась ездить на мотоблоке, и не только ездить, но и с помощью этой техники и специальных агрегатов землю обрабатывать. Даже не верится, что все это по силам одной пожилой женщине. А она не жалуется, говорит, судьба ее такая — много работать, да и не умеет она по-другому. Хотя есть у пенсионерки одна отдушина — художественная самодеятельность. Любит она петь и вы-ступать на сцене. Частенько на репетиции в местный клуб на своем мотоблоке приезжает. Все ж быстрее.
Вот такая она — жизнь сельская.

Вероника Левит.
Фото Валерия Осмоловского.