Военное детство

Военное детство

Леонид Ионович Береснев родился в 1937 году в деревне Марковичи Оршанского района. Его отец, Ион Спиридонович, в 1941 году добровольцем ушел на фронт. Дома осталась мать, Меланья Спиридоновна, с тремя детьми, из которых Леонид был старшим.
О том, что война несет с собой горе и беду, маленький мальчик понял по реакции сельских женщин на приходящие с фронта конверты. Слово «похоронка» произносили шепотом. Воочию фашистских оккупантов жители Марковичей увидели в конце 1943 года. В деревню гитлеровцы вошли хозяевами. Женщины прятали детей по домам, не разрешали выходить на улицу. Однажды фашисты согнали все население в здание школы и подожгли его. Ужас в глазах матери, стоны и дикие крики людей маленькому Лене запомнились на всю жизнь.
«Было очень страшно и душно, — вспоминает сегодня Леонид Ионович. — Мы знали, что нас ожидает. Люди старались найти путь к спасению — разбивали окна, выламывали двери. Первых, кто вырвался из горящего здания, ждала автоматная очередь. Тогда фашисты расстреляли 12 человек. Некоторым удалось спастись. Часть жителей построили и куда-то под конвоем повели. Других загнали в кузов машины. Нас, детей, хватали за воротники и ногой в кованом солдатском сапоге давали такого пинка, что мы летели до самой кабины. Отъезжая увидел, как заполыхали дома в нашей деревне. Привезли нас в Оршанский концлагерь. Жили в сарае. Из еды давали маленький кусочек хлеба с опилками и еще меньший ломтик колбасы на человека. Холод стоял ужасный. Помнится, мать пыталась нас, троих деток, хоть немного согреть — крепко обнимала, укутывая своим большим платком».
Спустя недели более крепких, а значит, трудоспособных, людей отправили в Германию. Семью Бересневых вместе с еще одной семьей отвезли на один из хуторов Гродненской области. Поселили в старый дом и приказали работать. Что и как делать, указывал зажиточный хозяин хутора. Чтобы дети не умерли с голоду, женщинам иногда приходилось просить милостыню. Унижениям пришел конец с приходом Советской Армии.
Бересневы вернулись домой, где их встретили одни пепелища. Некоторое время семья жила у родственников в соседней деревне. В 1944 году Леня пошел в первый класс. «Мама где-то раздобыла огрызок карандаша и немного оберточной бумаги, — вспоминает Леонид Ионович, — для меня эти предметы были неким символом будущих знаний. Ученики первого и четвертого классов занимались в одном помещении. Четвероклассники под руководствам учителя показывали нам, как нужно писать буквы, цифры. Желание учиться было неимоверным. Мы ловили каждое слово преподавателя, стремились быстрей овладеть грамотой».
В 1945 году с фронта пришел отец. Жить стало легче. В родной деревне семья сначала построила времянку, а спустя год вселилась в новый дом, поставленный на скорую руку. Послевоенное время было тяжелым. Дети наравне со взрослыми выполняли все сельскохозяйственные работы. Уже в девять лет Леня встал за плуг. Семь классов школы закончил на отлично. Поступил в Городокский техникум механизации сельского хозяйства (Витебская область). Получив специальность техника–механика, по распределению приехал работать в Роднянскую МТС Климовичского района. В октябре 1956 года Леонид был призван в армию. Служил в танковых войсках Забайкальского военного округа. Демобилизовался в звании старшего сержанта, чуть позже ему было присвоено звание младшего лейтенанта запаса.
В 1959 году Л. И. Береснев пришел работать мастером производственного обучения в училище механизации сельского хозяйства № 4. Потом был переведен на должность военрука этого училища, на которой и находился до самой пенсии.
Леонид Ионович удостоен звания отличника народного образования БССР, является ветераном труда. Сорок семь лет верной спутницей и помощницей ему была жена Тамара Григорьевна. Бересневы вырастили и воспитали троих детей. Сейчас у них двое внуков
Больше всего Леонид Ионович желает своим детям и внукам мирного неба над головой. По его словам, нет ничего страшнее войны, военного детства.
Вероника Левит.