Ребенок… любой ценой

При создании семьи супруги обычно планируют рождение детей. По большому счету, в продолжении рода и заключается главный смысл брачных уз. Но не все семейные пары по тем или иным причинам могут иметь детей. В таком случае одна из альтернатив родить «своего» ребенка — воспользоваться услугами суррогатной матери.
В Беларуси суррогатное материнство официально разрешено с конца 2006 года. Это стало возможным после принятия поправок в Кодекс о браке и семье.
И вот в январе текущего года был принят Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях». Он направлен на определение правовых и организационных основ применения вспомогательных репродуктивных технологий и обеспечение прав граждан при их применении. В законе даны четкие определения: кто такая генетическая мать, кто такой донор половых клеток, кто может стать суррогатной матерью. Согласно принятому закону суррогатное материнство применяется на основе договора, который в письменной форме заключается между генетической и суррогатной матерью и нотариально удостоверяется. В договоре подробно прописываются обязательства обеих сторон: от выполнения суррогатной матерью всех предписаний врачей до суммы гонорара и сроков его выплаты. К этому методу обзаведения потомством отношение далеко не однозначное.
Предоставляем вниманию читателей две точки зрения по данной теме.
Елена Погодкина, районный акушер-гинеколог:
— Сейчас в Беларуси около 15 процентов семейных пар по тем или иным медицинским показаниям не могут завести детей. Сколько из них прибегли к помощи суррогатной матери — такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же, как и суррогатная мать, тщательно оберегают ото всех тайну рождения ребенка. Такой вид вспомогательной репродуктивной технологии дает шанс иметь ребенка, например, женщинам, у которых удалена матка, а также тем, кому беременность противопоказана, и др. Для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это реальный способ получить ребенка, который будет генетически «своим». Несмотря на наличие противоречивых мнений можно предположить, что суррогатное материнство станет востребованным видом вспомогательной репродуктивной технологии. Ведь «свой» ребенок, если быть до конца откровенным, все равно ближе и родней, чем приемный. Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Тем не менее, невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если этот метод может совершить для кого-то чудо — он имеет право на существование.
Отец Сергий, священно-служитель Свято-Михайловской церкви:
— Взгляд православной церкви на материнство и святость человеческого тела не совместим с таким понятием, как суррогатное материнство. Недопустимо вмешательство как в таинство брачного союза, так и в таинство зачатия. Метод суррогатного материнства превращает детей в подобие товара, становится работой, тогда как материнство — это таинство и дар Божий. С другой стороны, есть вероятность, что суррогатная мать при передаче рожденного «своего» ребенка супругам-заказчикам получит психологическую травму, которая неизбежно скажется на ее дальнейшей жизни. Суррогатное материнство изначально предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости между матерью и младенцем во время беременности. Эта методика травмирует как женщину, вынашивающую ребенка, так и само дитя, которому впоследствии, с большой долей вероятности, доведется испытать кризис самосознания.
Подготовила Вероника Левит.