Кому хамим?

Все профессии нужны, все профессии важны… Какую бы специальность вы ни выбрали, необходимо быть не только хорошим, но и культурным работником. Всегда приятно иметь дело с вежливым человеком. Наличие диплома (а порой и не одного) о высшем образовании — это еще не значит, что перед вами человек с хорошими манерами. Чтобы не прослыть хамом и «свинтусом грандиозусом», нужно соблюдать законы профессиональной (и не только) этики.
В магазине «Веста» приятно делать покупки. Продавцы всегда вежливо и культурно относятся к покупателям. В книге замечаний и предложений в их адрес можно прочесть немало благодарных отзывов. А сколько теплых слов было сказано им устно!
Однако, к сожалению, бывает и иначе…
Различные нерешенные вопросы, какие-то жизненные неурядицы, проблемы — все это, безусловно, не может не оставить свой след на настроении каждого из нас. Но это никак не должно отразиться на посторонних людях, которые по роду службы к вам обращаются. Клиенты имеют право на должное обслуживание, где нет места гневу и скверным словам.
Например, если заглянуть в Кодекс профессиональной этики работников банка, то там можно прочесть вот такие слова: «внутреннее и внешнее общение в банке основывается на профессионализме, корректности, доброжелательности, взаимном уважении…». Хорошо сказано, да вот помнят про них порой не все сотрудники.
Подобные заявления мне приходилось слышать от знакомых не раз. А не так давно автор этих строк и сама ощутила на себе «хамоватый набор слов и действий» одного из работников РКЦ № 4 г. Климовичи отделения ОАО «Белагропромбанк» г. Кричев.
Конечно же, я не оставила этот инцидент без внимания. Однако не стала просить книгу замечаний и предложений. Моей целью было не наказать «обидчика», а напомнить о профессиональной этике… Далее последовал разговор с руководителем банка и «грубиянкой». На вопрос, почему уровень культуры обслуживания в данном банке в областном центре в разы выше, чем у нас, одна из сотрудниц РКЦ сказала парадоксальные слова: «Это же Могилев!».
На мои доводы: «Неважно, в каком городе или месте мы живем, каждый из нас имеет одинаковое право на должное обслуживание со стороны различных специалистов», сотрудник банка ничего не ответила. По всему было видно: поняла, что сказала глупость.
К чему приводят подобные разговоры? Это и нервы, и испорченное настроение, и неприятный осадок, и чувство обиды… А все только потому, что кто-то забыл об элементарных правилах…
С хамством в любом его проявлении нужно бороться. Запись в книге замечаний и предложений помогает не только отстоять свои права, но и нередко перевоспитывает обидчика если не словом, то рублем.
А как противостоят хамству некоторые наши земляки?

Юлия Ефименко,
молодая мама:

— Никогда не отвечаю грубостью на грубость. Напоминаю о том, что не нужно на меня кричать, ведь я не виновата, что у вас плохое настроение. Кое-кто действительно вспоминает, что некрасиво срывать свою злость на других. Затем стремлюсь спокойно разобраться в данной ситуации. При необходимости прошу книгу замечаний и предложений. Чувство собственного достоинства — вот что нужно постараться сохранить в такой ситуации.

Денис Андреенко,
инспектор ГПиО Климовичского РОЧС:

— Спокойствие прежде всего. Всегда стараюсь грубиянам еще раз доходчиво объяснять, почему это должно быть так, а не иначе. Всеми путями стремлюсь избегать дальнейшего конфликта. Ведь невозможно оскорбить, если мы ни в чем не виноваты, а хамство другого — это всего лишь его слабость и дурное воспитание.

Наталья Жарикова,
продавец магазина «Веста»:

— В окружении моих знакомых хамов нет. Однако я никогда не остаюсь равнодушной к тем, кто ведет себя соответствующим образом. Порой во время работы можно не раз услышать грубые слова в свой адрес от молодежи, когда просишь их предъявить паспорт при покупке спиртного. Тогда я еще раз спокойно напоминаю мою просьбу и объясняю им, что всего лишь соблюдаю закон, а вот правила культуры общения еще никто не отменял.
Татьяна Малинина.