Это было в 1812 году, или Климовичи не присягнули Наполеону

Это было в 1812 году, или Климовичи не присягнули Наполеону

8 июля 1812 года 80-тысячный корпус французских войск под командованием маршала Даву начал оккупацию города Могилева. Губернатор граф Д.А.Толстой успел выехать из города и спасся бегством. Архиепископ Могилевский и Витебский Варлаам остался в городе. Никого из подчиненных не отпускал. Когда французские солдаты окружили архиерейский дом и потребовали съестных припасов, он велел выдавать все требуемое.
13 июля архипастырь Варлаам получил от французских оккупационных властей распоряжение: самому лично, духовенству и всем сословиям города принять присягу на верность императору Наполеону и упоминать его имя при совершении последующих богослужений.
14 июля архиепископ Варлаам встретился с маршалом Даву, провел совещание с членами консистории и вместе с участниками совещания пошел в кафедральный собор. Там по форме учинил присягу на верность новому правительству. При этом упоминал имя императора Наполеона.
В тот же злополучный день, 14 июля, принесена присяга Наполеону римско-католическим духовенством и верующими — католиками, раввинами и кагалами; разрешено богослужение с колокольным звоном, которое было запрещено со времени оккупации Могилева французскими войсками.
По резолюции архиепископа Варлаама консистория разослала в уезды Могилевской и Витебской губернии предписание о приведении к присяге на верность Наполеону духовенства и всех сословий.
В ответ в консисторию поступили рапорты благочинных и духовных заказов городов Могилева, Мстиславля, Чаус, Быхова, Черикова. Сколько же человек приняло присягу — неизвестно. Имели место факты уклонения от присяги.
Вообще не приводилось к присяге Наполеону население двух уездов — Копысского и Климовичского. В Копыси по причине того, что не собрались чиновники светской стороны. В Климовичах — по той причине, что местный духовный заказ «не понял силы консисторского предписания». В связи с этим был послан специально церковнослужитель за разъяснениями в консисторию. По дороге его избили польские солдаты. Он отдал донесение «Чаусскому протопопу» и вернулся в Климовичи.
Осталось подозрение, что это был предлог уклонения от присяги противнику. Теперь, 200 лет спустя, мы испытываем удовлетворение, что духовенство и чиновники Климовщины не поспешили по зову архипастыря-изменника принять присягу на верность Наполеону. Жителей Копыси славим за мужество! Отмечаем подвиг протоирея Герасима Курганского, который регулярно проводил крестные ходы и молебны о победе над противником. Однажды он возглавил духовенство и прихожан и не пропустил в Чечерск группу французских солдат с целью грабежа.
Архипастырь Варлаам
до и после падения
Архипастырь Могилевский и Витебский Варлаам, в миру Григорий Шишацкий, 1750 года рождения, уроженец села Красиловка Козелецкого уезда Черниговской губернии. Образование получил в Переяславской духовной семинарии и Киевской духовной академии. Одаренный от природы. Трудолюбивый. Исполнительный. Успешно справлялся со своими обязанностями. После духовной академии первые 5 лет служил в родной семинарии преподавателем, а затем ректором. Там стал лучшим проповедником. В возрасте 26 лет, в 1776 году, принял монашество. В следующем, 1777 году, посвящен в сан иеромонаха. В 1780 году назначен иегумном Мошногорского монастыря, а вскоре — Переяславского Михайловского монастыря.
В ноябре 1786 года переведен в Виленский Свято-Духовский монастырь, а в январе 1787 года — в Минский Петропавловский монастырь.
Власти Речи Посполитой потребовали от него присяги на верность королю Речи Посполитой. Варлаам отказался присягать. Суду в городе Минске он заявил: «Я есмь присяжный, России подданный, из оной в Польшу на время, единственно по монашескому послушанию, есть посланный. Об этом же (о присяге) от духовныя власти своея никакого предуведомления не имею, а потому прошу уволить от этой присяги».
В связи с этим Варлаам был выселен за пределы Речи Посполитой. Он бросил имущество, большую и любимую библиотеку и бежал в город Могилев к архиепископу Георгию Конисскому.
Императрица Екатерина ІІ повелела назначить Варлаама викарным епископом на вновь открывшуюся Житомирскую епархию и выдать ему 3 тысячи рублей наградных денег. Посвящение совершено в июне 1795 года. В октябре 1799 года он был назначен на Волынскую кафедру.
За труды в пользу православия и государства Российского и прежние заслуги в Польше Варлаам в 1805 году награжден орденом Святой Анны І степени. В этом же году он назначен на Могилевскую кафедру. Стал ее 17-ым архипастырем в 1805-1812 годах.
За активную и результативную деятельность в марте 1808 года Варлаам возведен в сан архиепископа. Согласно Табеле о рангах императора Петра Первого этот сан соответствовал воинскому званию генерал-майор.
Во время оккупации Могилевской губернии французскими войсками архиепископ Варлаам, кроме принятия присяги на верность императору Наполеону, совершил ряд преступлений. В частности следующие:
— в день тозоименитства Наполеона, 1 августа 1812 года, Варлаам служил литургию, а священник Пиючевский говорил проповедь, сочиненную Варлаамом. В ней были слова обращения к Наполеону: «На ком более действует промысел Божий, как не на великом Наполеоне? Предприятия его чрезвычайны, подвиги велики, дела преславуты, события дальновидных его намерений приводят к удивлению всю вселенную»;
— на документах о предоставлении ведомостей записей актов гражданского состояния, о повиновении крестьян своим помещикам и доставке французской армии продовольствия и фуража, да и других Варлаам написал резолюцию: «Исполнить зараз»;
— при посвящении в сан священно-служителей Варлаам требовал от них принятия присяги Наполеону и т. д.
Расследование противоправных деяний Варлаама произвел архиепископ Рязанский Ософилакт. Итоги расследования он 12 января 1813 года сообщил обер-прокурору Священного Синода князю Голицину.
30 мая 1813 года был подписан Указ Священного Синода по делу Варлаама. Этот указ был получен в Могилеве 8 июня 1813 года. Исполнение Указа состоялось в Чернигове в июле того же года. С него было публично снято архиерейское облачение со знаками и орденом Святой Анны. Ему было выдано монашеское одеяние. От него взята подписка, чтобы он не только архиереем, но иеромонахом ни под каким видом, ни письменно, ни словесно не именовался и благословения рукою не преподавал.
После этого он направлен в город Новогород-Северский в Спасо-Преображенский монастырь. При этом настоятелю предложено иметь за ним строжайшее наблюдение, чтобы монах Варлаам не мог причинить себе никакого вреда, ни с кем из сторонних не имел никакого сношения и переписки.
В таких условиях монах Варлаам проживал в монастыре до самой кончины в 1823 году, умер на 70-м году жизни. Из всех церковных коллаборационистов именно он получил самое строгое наказание. Другие искупили вину тем, что делали по 50 земных поклонов перед местными святыми иконами после божественной литургии при собрании народа в течение шести воскресений.
Была ли это судьба или осознанный выбор Варлаама? Самым убедительным является ответ энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона: «По недостатку мужества он принес в своем кафедральном соборе присягу Наполеону І и увлек за собой значительную часть духовенства своей епархии… в качестве простого монаха Варлаам был сослан в Новогород-Северский монастырь, где и умер»./СПБ, 1981, т. 5, с. 531/
Мы верим в судьбу, однако считаем, что каждый живущий сам словами и молчанием, деяниями и бездействием, добротой и злостью, милостью и жестокостью, всеми проявлениями ума и физической силы пишет свой отчет — послание о земной жизни. Сам делает выбор, что говорить и как действовать. Сам отвечает за свой выбор. Так каждый являет себя современникам и наследникам; кесарю и Богу. Получает свое.
Алексей КОЖЕМЯКО.