Если «каша» во рту

— Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения речевых и неречевых звуков), памяти и мышления, — поясняет директор районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и учитель-логопед Валентина Сергеевна Цыганкова.
— В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?
— Благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Тогда маме не придется слышать от учителя-логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
— А может ли мама сама определить, нужен ребенку логопед или нет?
— Можно ориентироваться на следующие периоды. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарная фразовая речь — значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). Примерно к 5,5 года ребенок овладевает всеми звуками родного языка.
— Как попасть на занятия к учителю-логопеду?
— Логопедическая помощь оказывается учителем-логопедом пункта коррекционно-педагогической помощи детского сада или школы, а также учителем-логопедом ЦКРОиР. Зачисляется ребенок на занятия на основании заключения ЦКРОиР с рекомендацией о необходимости организации коррекционно-педагогических занятий. Заключение можно получить у нас, в центре, после проведенного логопедического обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией.
Беседовала Галина Цыганкова.