Когда у продавца нет сдачи

Думаю, многим покупателям приходилось слышать от продавца фразу: «Сдачи не дам — нет мелких денег в кассе». Чаще всего в таких случаях мы бежим в соседний магазин за мелочью, а потом снова становимся в очередь и послушно отсчитываем нужную сумму за покупку. А можем еще, чтобы лишний раз не суетиться, дополнительно (на сумму виртуальной сдачи) прикупить пару совсем нам не нужных жвачек, шоколадок, вафель (благо их возле кассы обычно полно) или вообще отказаться от изначально выбранного нами товара. Наилучший вариант, если есть возможность рассчитаться за покупку по терминалу банковской пластиковой карточкой. Но это в том случае, если покупка осуществляется не на рынке. Хотя данная проблема с «разменной монетой» чаще всего возникает не в крупных торговых объектах, а именно на рынке и в маленьких магазинчиках.
В такой ситуации, чтобы не чувствовать себя, мягко сказать, глупо, стоит, не жалея времени и нервов, попробовать отстоять свои права — права покупателя. Будьте уверены: правда на вашей стороне.
Существуют «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», которые были разработаны в соответствии с Законами РБ «О защите прав потребителя», «О торговле». И в них черным по белому написано: «Персонал (кассир или иной работник), осуществляющий прием наличных денежных средств, должен производить расчеты с покупателем в следующем порядке: четко назвать сумму денег, полученную от покупателя, и положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место; выбить чек; назвать покупателю выдаваемую сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком; поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового суммирующего аппарата или специальной компьютерной системы или иное место аналогичного назначения, определенное эксплуатационной документацией на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы». Как видите, в этих правилах о том, что продавец может не выдать сдачу или отказать в покупке — ни слова. Зато говорится о том, что «продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов». А это значит, что торговый работник не имеет права предлагать покупателю вместо сдачи дополнительно к совершаемой покупке тот или иной товар. И главное, как пояснила главный бухгалтер Климовичского райпо Ирина Ковалева, в кассовых аппаратах торговых точек разменные денежные средства в наличии должны быть всегда.
По словам председателя Климовичской районной организации общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Владимира Леоненко, если продавец по тем или иным причинам отказывается продавать товар, нужно оставить запись об этом в книге замечаний и предложений и обратиться в общество защиты прав потребителей.
Вероника Левит.