Личный интерес

История Дня потребителя берет свое начало с выступления президента США Джона Фицжеральда Кеннеди в Конгрессе 15 марта 1961 года. Тогда президент США впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя. «Потребители — это все мы, — сказал Джон Ф.Кеннеди. — Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Четыре основные правила — это право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Позже Всемирная организация союзов потребителей добавила к ним еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Все эти принципы лежат в основе законов, касающихся защиты прав граждан, а иначе говоря, потребителей большинства стран мира, в том числе и нашей страны.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года, тогда же он был закреплен в международном календаре праздничных дат. 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С этого момента потребительские права получили международное признание и законность.
В Беларуси День потребителя также отмечают 15 марта. Такое решение было принято в 2000 году на государственном уровне. Интересной особенностью Дня защиты прав потребителя является традиция каждый год проводить его под новым, особенным девизом, подчеркивающим основные на данный момент проблемы в сфере защиты интересов людей. В текущем году День потребителя отмечается под девизом «Потребительское правосудие сегодня». В рамках данной тематики предполагается сконцентрировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.
Подготовила Вероника Левит.