Против «серых схем»

Управлением Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области проводится целенаправленная работа по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом на территории Могилевской области товарно-материальных ценностей.
Проведенный анализ показывает, что в последнее время участились случаи приобретения, транспортировки, реализации товаров субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов.
Согласно действующему законодательству за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного порядка в соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Всего управлением за 2012-2013 г.г. составлено 29 протоколов об административных правонарушениях указанной категории дел, по результатам рассмотрения которых, наложены административные штрафы в размере 115 млн. рублей с конфискацией товарно-материальных ценностей на общую сумму 4,2 млрд. рублей. Кричевским межрайонным отделом управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области за указанный период составлено 2 аналогичных протокола, наложено административных штрафов и конфисковано товарно-материальных ценностей на общую сумму 4,3 млн. рублей, — рассказывает начальник Кричевского межрайонного отдела Олег Верниковский.
По мнению правоохранителей, основной причиной отсутствия у субъектов хозяйствования первичных бухгалтерских документов, подтверждающих приобретение товаров, является то обстоятельство, что все они закупаются на рынках в Российской Федерации за наличный расчет и предназначены для нелегального оборота на территории республики с целью сокрытия (занижения) полученной выручки от их реализации и, как следствие, не уплате в бюджет налогов. Также на указанный товар, как правило, отсутствуют документы, подтверждающие его качество.
Так, работниками управления в ходе внеплановой тематической оперативной проверки частного торгового предприятия г. Могилева был установлен факт приобретения и реализации 20 тонн свежемороженой и вяленной рыбы на сумму 18,3 млн. рублей на которую отсутствовали документы, подтверждающие законность ее приобретения (поступления). Должностное лицо предприятия, пытаясь избежать административной ответственности, в ходе проверки и судебного рассмотрения представило документы, свидетельствующие о приобретении данной рыбы у белорусского юридического лица, которые впоследствии были признаны недействительными. Хозяйственным судом Могилевской области по результатам рассмотрения данного административного материала на предприятие был наложен штраф в размере 3,1 млн. рублей с конфискацией рыбы.
И такие случаи не единичны. В 2012 году обращена в доход государства изъятая в г. Бобруйске партия автомобильных шин в количестве 1808 шт. на сумму 1 млрд. рублей, на которые собственником товара также не были представлены документы, подтверждающих законность их приобретения и нахождения на территории республики.
Кроме этого, субъекты хозяйствования, занимающиеся нелегальным оборотом товаров, помимо административной ответственности могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) УК Республики Беларусь.