Создаем здоровьесберегающую среду на уроках

С наступлением нового учебного года, пришли и новые проблемы. Существенное ухудшение здоровья детей, которое наблюдается в последние годы, стало общегосударственной проблемой. Отклонения в здоровье ребенка начинаются уже в дошкольном учреждении и в начальной школе. Причины таких проблем заключаются в том, что учащиеся находятся в закрытом помещении, они перегружены занятиями. Согласитесь, сейчас в школе большее внимание уделяется образовательным стандартам, а не сохранению и укреплению здоровья ребенка. В нынешнее время одним из главных направлений в педагогической деятельности должно стать создание здоровьесберегающей среды на уроках и внеклассных мероприятиях. Каким образом это сделать, узнаем у методиста районного учебно-методического кабинета Татьяны Почечуевой.

— Чтобы создать в школе здоровьесберегающую среду необходимо придерживаться следующих советов. Во-первых, ребенок должен как можно больше двигаться. Для обеспечения сообразного природе ребенка режима работы нужно не усаживать его с раннего детства за стол. Малыш должен постоянно творить мир своими руками. Неважно будет это лепка или конструирование, важно, что это он будет делать сам. И, конечно же, не забывайте, что ребенок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи.

— Татьяна Леонидовна, какие условия нужно создать на уроке, чтобы избежать перегрузки учащегося?

— На уроках должны использоваться элементы игровых, личностно-ориентированных, информационно-компьютерных технологий. На активацию творческого мышления направлены такие приемы, как мозговой штурм, работа в парах, группах, создание проблемных ситуаций, проведение уроков-праздников. Особое внимание следует уделять приемам, направленным на развитие эмоций, самопознания, самооценки. Большую роль также играют зрительные, оздоровительные физкультминутки.

— А школьная перемена — это время отдыха или активных действий?

— Подвижные игры на переменах решают задачу активного отдыха детей после урока, способствуют снижению утомления, наблюдавшегося к концу урока, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне на последующих учебных занятиях. Необходимость активной перемены в условиях школы с продленным днем еще более очевидна. Школьники, которые активно участвуют в играх на перемене, в четыре раза меньше отвлекаются на следующем после перемены уроке, чем их товарищи по классу, читающие на перемене, стоящие или спокойно ходившие по коридору.

— Давайте подытожим все вышесказанное и назовем основные постулаты создания здоровьесберегающей среды для учащихся.

— В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (учителей, руководителя школы, учеников и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении.

Беседовала Анна ЦУПЕНКОВА.