В Климовичах открыта мемориальная доска художнику Р.Л.Генину

В рамках 18 международного пленэра по живописи «Образ родины в изобразительном искусстве» состоялось торжественное открытие мемориальной доски художнику Парижской школы Роберту Львовичу Генину. Памятная гранитная доска в честь художника с мировым именем размещена на фасаде Климовичского краеведческого музея.
В данном мероприятии приняли участие 20 профессиональных художников из Армении, Израиля, Украины, Литвы, Беларуси, Российской Федерации и Китайской народной республики.

Открыла мероприятие начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Виктория Прокофьева, отметив важность события для Климовщины.

— В истории Могилевщины станет меньше белых пятен, потому что до этого времени имя Роберта Генина было, можно сказать, забыто, — сказал директор Могилевского областного художественного музея Александр Борисович Хохряков.

Что же мы знаем о нашем земляке?

Роберт Генин родился 11 августа 1884 г. в с.Высокое Климовичского уезда Могилевской губернии в семье еврейского лавочника. Затем семья переезжает в д.Красавичи. В 8 лет Роберт начал рисовать, а в 14 по совету сельского учителя поступил в рисовальную школу в Вильно. В 1900 г. он продолжил учебу в Одесском художественном училище. Одновременно с Гениным учились знаменитые в будущем художники Митрофан Греков, Исаак Бродский, Давид Бурлюк, Степан Колесников. Однако в 1902 г., на последнем курсе, Генин бросил учебу и уехал в Мюнхен, где учился в школе Антона Ашбе. В 1904-1907 гг. Роберт Генин живет в Париже и посещает частную школу Рудольфа Жульена и одновременно высшие курсы в Сорбонне. В парижских музеях он открыл для себя искусство Пьера Пюви де Шавана и Ханса фон Маре, которое значительно повлияло на его последующее творчество.

В эти годы он много путешествовал: побывал во Франции, Италии, где изучал технику фрески, в Египте, где поселилась его младшая сестра.
Постепенно к нашему земляку приходит известность, прежде всего, благодаря его графическим работам, выполненным в различных техниках — офорт, сухая игла, литография, тушь, пастель. Проходят его персональные выставки в мюнхенской галерее, Базеле и Кельне, в Париже и Амстердаме в музее Кунстхаус в Цюрихе. К тому же он стал одним из учредителей Нового Сецессиона в Мюнхене.

В 1920-1930 гг. художник исполнял фрески для фасадов общественных зданий в Берлине, Берне и Асконе, участвовал в оформлении коммунистических клубов во Франции.

В 1936 году Роберт Генин возвратился в Россию, в Москву. Вел курс фрески и живописи в мастерских «Пролетарская артель» в Мстёре (Владимирская обл.).

Произведения Генина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Художественном институте Чикаго, Художественном музее в Базеле и других.

Сегодня имя и картины художника возвращаются в музеи Беларуси благодаря усилиям российского коллекционера Алексея Родионова. Ему мы обязаны и описанием непростой жизни этого талантливого идеалиста и фантазера, европейского эстета, странника и строителя Дворца Советов. Алексей Николаевич Родионов также присутствовал на торжественной церемонии.

По завершению официальной части для гостей и приглашенных старший научный сотрудник Олеся Мартыненко провела обзорную экскурсию по музею, а главный хранитель фондов Наталья Банышевская — по городу. Участники пленэра смогли узнать побольше о живописцах Климовщины — сотрудник музея Александр Галковский предложил гостям мультимедийную презентацию «Художники Климовщины».

— Я рада тому, что побывала на родине Михаила Микешина (русский художник и скульптор, уроженец Климовщины,— авт.), — рассказывает Член Союза Художников России Виктория Сахорова из Великого Новгорода. — Творение его рук, памятник тысячелетию России, установлен в нашем городе в 1962 г.

В Климовичах гости посетили Свято-Михайловский храм и детскую школу изобразительных искусств.
Они сделали зарисовки понравившихся им объектов. Например, Член Союза художников России Светлана Горбар запечатлела на холсте краеведческий музей, а Сергей Марченко из Москвы — Свято-Михайловский храм.
Дарья Эверс.