Наказание детей в семье: за и против

Наказание детей в семье: за и против

БЫТЬ СТРОГИМ
Уверен, что у каждого из нас есть свое мнение по вопросу необходимости или, наоборот, абсолютной ненужности наказания детей в семье. Думаю, многие согласятся с тем, что именно с детства ребенка надо приучать к самодисциплине и ответственному поведению. И не всегда это получается делать уговорами и лаской. Бытует мнение, что наказание — это адекватный ответ родителей на сознательное непослушание ребенка. Как говорится, сами только сорняки растут.
Доказано историей, что вседозволенность часто приводит к распространению наркомании, насилия, разврата, а в конечном итоге — к физической и нравственной деградации человека, к распаду личности и общества. Есть один важный момент. Должна работать структура взаимодействия: ребенок обязан знать, за что он наказан и как он может исправиться. Ведь воспитание в какой-то мере — это определенное насилие над ребенком. По мнению известного российского социолога Игоря Кона (чью книгу «Бить или не бить» настоятельно рекомендую прочитать), в истории не было такого общества, где не было бы физического наказания детей. Еще один интересный факт: самой строгой книгой по части телесных наказаний является… Библия. В Ветхом Завете есть упоминание о том, что если ребенка наказывать, то он вырастет человеком, а если нет, то он им не станет. Или возьмем «Домострой», памятник русской литературы XVI века. В главе 21 «Как детей учить и страхом спасать» прямо говорится: «наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, а здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».
Как бы ни казалось это странным, наказывают детей чаще женщины. Они больше общаются с ребенком, осуществляют повседневный контроль и нередко наказывают просто от бессилия.
Мне кажется, что в семье необходим такой стиль воспитания, при котором при безусловной любви и поддержке все же поддерживается определенный уровень строгости. Думаю, что это, в конечном счете, сделает детей более счастливыми и успешными.
Игорь Ковалев.

ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРОТОЙ
Признаюсь — меня в детстве наказывали. Обычно папа, «воспитывая», приговаривал: «Меня отец порол, и я тебя пороть буду, чтобы человеком стала». Не скажу, что родитель был жестоким человеком, скорее вспыльчивым и упрямым. Он твердо верил в то, что наказание послужит мне хорошим уроком на будущее, и я не буду больше с друзьями лазить в соседский сад за яблоками, приносить в дневнике «неуд.» по поведению и тройки по немецкому языку. Я же, получив ремня, надолго замыкалась в себе, чувствовала себя какой-то ущербной и никчемной. Со временем приобрела комплекс неполноценности, от которого удалось избавиться, только вступив в самостоятельную жизнь.
Чего греха таить, бывало и я шлепала маленького сына. И каждый раз сильно в этом раскаивалась. А потом прочла много различной литературы, касающейся положительных и отрицательных моментов физического наказания детей, и сделала свои выводы. Сейчас все мое наказание сводится к разъяснительной беседе, во время которой я с чувством, толком и расстановкой объясняю малышу почему, например, то — делать нельзя, а так — поступать не следует. Могу еще за плохое поведение лишить ребенка очередного сеанса просмотра мультфильмов, но поднять руку на него себе не позволяю. А почему, попытаюсь объяснить.
Мы — взрослые — обычно снисходительно относимся к своим проступкам, а детей хотим видеть совершенными, ждем, что они усвоят все с первого, ну, максимум, со второго раза. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что таким путем воспитывают их. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на сына либо дочь. Нужно понимать, что физическое насилие является наказанием, и никакого отношения к обучению и воспитанию не имеет. Отшлепав ребенка, вы добьетесь его послушания, он начнет себя хорошо вести, но сделает это исключительно из-за страха. Поведение ребенка напрямую зависит от того, как он воспринимается окружающими и каким он сам себя ощущает. Если малыш считает «Я — хороший», то будет подсознательно стараться вести себя надлежащим образом, чтобы это внутреннее состояние было подтверждено его же действиями. Физическое наказание дает установку «Я — плохой» со всеми вытекающими последствиями. Тот, кого периодически поколачивают, будет стараться обхитрить и скрыть результат своего плохого поведения. В итоге вырастет либо чересчур уступчивый, либо, наоборот, излишне упрямый и мстительный человек. Наказанный ребенок чувствует обиду и разочарование. Ведь он, совершив тот или иной проступок, надеялся на родительскую любовь и поддержку, а получил в ответ от самых близкий людей сплошное непонимание. Что и говорить, воспитание ремнем нарушает привязанность, существующую между детьми и родителями, так как человеческой природе противно любить того, кто причиняет боль. Ремень или пряжка оставляют на теле сыновей и дочек ссадины, а на душе — неизгладимые рубцы обиды и страха, которые ничего общего не имеют с заслуженным авторитетом.
Кто-то мне возразит: «Мол, раньше наказание розгами считалось нормой и ничего — дети уважали и почитали своих родителей». Отвечу — в эпоху средневековья сама жизнь строилась на страхе, и постоянное запугивание было нормой морали.
В настоящее время психологи советуют родителям в тех случаях, когда наказания не избежать, придерживаться одного очень важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Необходимо найти в жизни сына или дочери то, что для них наиболее важно, например, велосипедная прогулка, компьютерная игра, долгожданная новая игрушка и др. И если чадо не слушается или совершило какой-либо проступок, то ребенка этого удовольствия допустимо на время лишить.
И самое главное, отцам и матерям нужно почаще обращать внимание на положительные качества своих детей. Хвалить их. Тем самым они будут создавать дополнительную мотивацию для того, чтобы ребята в своей жизни руководствовались девизом: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».
Вероника Левит.
Фото из Интернета