Развитие городской троллейбусной сети Могилева — в центре внимания Комитета госконтроля Могилевской области

Развитие городской троллейбусной сети Могилева — в центре внимания Комитета госконтроля Могилевской области. Контролеры завершили проверку МГКУП «Горэлектротранспорт», в ходе которой вскрылись не обнадеживающие перспективы развития этого вида транспорта в областном центре.
Специалисты констатировали, что Госпрограмма по обеспечению городов республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 годы в Могилеве провалена.
План обновления парка троллейбусов за указанный период выполнен только на 64% (закуплены 72 из 112 троллейбусов, предусмотренных программой). В результате в настоящее время на балансе предприятия числятся 17 троллейбусов, которые эксплуатируются сверх нормативного срока их службы (на протяжении 13-22 лет).
Кроме того, согласно Программе г. Могилева, планировалось осуществить строительство троллейбусных линий общей протяженностью 59 км. Уже три года горожане могли бы ездить на троллейбусах от конечного остановочного пункта «Зеленый луг» по улице Челюскинцев до поселка Буйничи, два года — по улице Пионерской на участке от площади Орджоникидзе до улицы Гришина, год — от проспекта Мира до улицы Краснозвездной, от улицы Первомайской по проспекту Мира и улице Королева до проспекта Димитрова.
В настоящее время разработана лишь проектно-сметная документация на строительство троллейбусной линии от конечного остановочного пункта «Зеленый луг» по улице Челюскинцев до поселка Буйничи, ведется проектирование строительства троллейбусной линии от проспекта Мира до улицы Краснозвездной.
Не выполнены и планы по ремонту троллейбусных линий. Отремонтировано только 2,6 км из запланированных 43 км. Модернизация 8 тяговых подстанций не проведена вовсе.
При этом в настоящее время 8 из 12 тяговых подстанций эксплуатируются на протяжении более 40 лет (в 1,5 раза больше нормативного срока службы), искатели короткого замыкания на
10 подстанциях – более 20 лет (в 2,5 раза), система управления тяговыми подстанциями – 9 лет (в 2 раза). Результат таких «сверх-износов» закономерен. Только за последние два года зафиксировано 55 случаев простоя троллейбусов.
А ведь сама программа, конечно при условии ее выполнения, предусматривала переход троллейбусной сети города на новый уровень развития. В Могилеве планировалось даже поэтапное внедрение автоматизированных систем управления движением троллейбусов на основе современных технических средств. Однако на сегодня эти работы так и остаются в проектах и только на бумаге.
По оценкам контролеров, невыполнение Госпрограммы обусловлено прежде всего недостатком финансовых средств. Да и где же им взяться, если ежегодно (с 2009 по 2013 гг.) предусматриваемые Могилевским городским Советом депутатов в решениях по бюджету города средства на реализацию Госпрограммы (73,6 млрд. рублей) были почти наполовину ниже изначально запланированных объемов (128,9 млрд. рублей). Но даже они не были выполнены: в целом на реализацию Госпрограммы выделены только 59,3 млрд. рублей (46% запланированных).
При этом собственных средств на реализацию мероприятий Госпрограммы у предприятия нет из-за его планово убыточной деятельности (в 2012 году убытки от перевозок пассажиров составили
25,4 млрд. рублей, в январе-сентябре 2013 г. – 23,1 млрд. рублей).
Для полноты картины контролеры изучили и мнение горожан. В Комитете была организована «горячая линия» и проведен интернет-опрос по проблемам в сфере работы городского электротранспорта. В результате собранных данных выяснилось, что большинство нареканий граждан связано с отсутствием троллейбусных линий в отдельных частях города и несоблюдением графиков движения троллейбусов в часы «пик». Среди востребованных населением маршрутов, не охваченных троллейбусным движением, – район Казимировки, ул. Фатина, пос. Буйничи,
б-ра Юбилейный. Среди нареканий были и конкретные предложения. Например, по мнению горожан, чтобы улучшить качество оказываемых услуг предприятию «как воздух» нужны современные эргономичные троллейбусы. Кроме того, необходимо усилить контроль за графиком движения троллейбусов и отказаться от кондукторской службы, заменив ее более современными системами контроля оплаты за проезд.
Проверкой госконтроля также были установлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как оказалось, им завышались тарифы на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру, нарушался порядок предоставления в аренду государственного имущества, ведения учета отходов производства, бухгалтерского учета затрат по приему иностранной делегации, правила осуществления розничной торговли и общественного питания, санитарных норм и правила при их организации, искажались данные госстатотчетности.
В настоящее время Комитетом рассматривается вопрос о привлечении предприятия и его работников к административной ответственности, готовятся материалы для рассмотрения на заседании коллегии Комитета.