Обеспечить безопасность жизни и здоровья работающих

Закон «Об охране труда», принятый Палатой представителей 14 мая 2008 года и одобренный Советом Республики 4 июня 2008 года, вступил в силу 2 января 2009 года (Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-3. Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26.06.2008 № 2/145). Настоящий Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
С 25 января 2014 года вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Среди новаций — закрепленная в Законе норма о том, что «работающий обязан заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации». Введен институт аккредитации юридиче-ских лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда. Предусматриваются дополнительные возможности нанимателя в части организации работы по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Одним из важных нововведений стало сформулированное в статье 5 содержание государственной политики в области охраны труда. В числе ее основных направлений — приоритет сохранения жизни и здоровья работающих. А один из экономических рычагов — установление скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Другие экономические рычаги состоят в штрафах, налагаемых на нанимателей и должностных лиц.
Согласно новой редакции Закона местные исполнительные и распорядительные органы в области ОТ смогут осуществлять не только надзор за соблюдением законодательства об охране труда по вопросам предоставления компенсаций трудящимся за работу с вредными и опасными условиями труда, но и ведомственный контроль.
Согласно новому Закону работник теперь имеет право отказаться от выполнения каких-либо обязанностей, если ему не предоставлены средства индивидуальной защиты или он видит, что есть опасность здоровью или жизни. В отличие от первой редакции Закона теперь определен порядок действий трудящегося (статья 11).
Статьей 25 Закона устанавлена обязательность прохождения руководителями всех уровней обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Важную роль в управлении охраной труда играют специалисты, которые организуют работу по данному направлению и осуществляют контроль за соблюдением требований безопасности. В связи с этим ст. 19, 20 Закона предусмотрено создание служб охраны труда (введение в штат должности специалиста по охране труда) на всех уровнях управления и определены их полномочия.
На достижение целей профилактики производственного травматизма, включая борьбу с пьянством, как одной из его причин, направлена статья 27. Согласно части третей статьи 27 работодатель обязан проводить работающим, занятым на работах с повышенной опасностью, предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Не раз при проверках приходилось констатировать нарушения установленных нормативных требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, допускаемые как со стороны должностных лиц нанимателей и работодателей, организующих производство работ, так и работников, их выполняющих.
Указанные нарушения, как правило, в конечном итоге создают реальную угрозу жизни и здоровью работников.
Так, при проведении весенне-посевной кампании в 2013 году допускаемые недостатки в организации, а также нарушения требований безопасного производства работ повлекли несчастные случаи на производстве, в результате которых три работника получили тяжелые травмы, из них — две женщины.
1 мая 2013 г. произошел несчастный случай с рабочей полеводческой бригады ОАО «Запольское» Червенского района Минской области.
В этот день потерпевшая совместно с напарницей при помощи ведер производили загрузку бункера сеялки протравленными семенами пшеницы из кузова автомобиля-самосвала САЗ-3507. Около 19 часов, после очередной загрузки бункера сеялки, работницы спустились на землю с приподнятого кузова автомобиля, и у них возникла необходимость в удалении зерна, попавшего в обутые на ноги сапоги. Для поддержания равновесия потерпевшая при снятом сапоге оперлась на передний опорный рычаг кузова на раме автомобиля с левой стороны. В это же время водитель автомобиля опусканием кузова прижал ее руку к раме. Потерпевшая в момент травмирования находилась на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (концентрация этилового спирта в крови составила 2,03 промилле).
Несчастный случай с тяжелым исходом произошел 15 мая 2013 года с полеводом открытого акционерного общества «Грицевичи» Клецкого района Минской области.
Выполняя задание должностных лиц нанимателя по посадке картофеля, два полевода оказывали помощь трактористу-машинисту, управляющему трактором МТЗ-82.1 с агрегатируемой картофелесажалкой СК-4. В их функциональные обязанности входил сбор рассыпавшегося картофеля после загрузки бункера картофелесажалки автомобилем-самосвалом и очистка высаживающих аппаратов (не весь семенной картофель был очищен от грязи, ростков и откалиброван).
После обеда тракторист-машинист, не убедившись в отсутствии в бункере сажалки полеводов, начал движение агрегата. Пришедшим во вращение приводным валом высаживающего аппарата произошел захват штанины находившегося в нем полевода с последующим травмированием его правой ноги. Согласно сведениям учреждения здравоохранения в момент получения травмы потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание алкоголя в крови — 1,9 промилле).
Данная проблема рассматривается и в статье 18 «Права работодателя в области охраны труда». Предусматривается право работодателя проводить освидетельствование подчиненных на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. И такая проверка трудящихся осуществляется в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Согласно статье 29 для трудящихся установлены дополнительные специальные перерывы при выполнении некоторых видов работ на жаре (плюс 30 градусов и выше) либо на сильном морозе (минус 25 и ниже). Наниматели смогут самостоятельно изменять режим работы при экстремальных погодных условиях.
В Закон включена статья 37, которой установлено, что требования охраны труда должны соблюдаться на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения. Обязательность при их приемке заключений (согласований) по данному вопросу соответствующих органов государственного надзора и контроля. Кроме того, в Законе заложены нормы по обеспечению безопасности продукции и процессов ее разработки, производства, экс-плуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В Законе специально предусмотрены две главы (6 и 7), в которых установлены требования по охране труда к производственным объектам и процессам, а также при выполнении отдельных работ, применении инструмента.
Статьями 9, 10, 38 Закона закреплены полномочия государственной инспекции труда, государственной экспертизы условий труда, других государственных органов надзора и контроля, а также органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Установлена норма, обязывающая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им организаций, расположенных на подведомственной им территории.
Социальный эффект от реализации предусмотренных Законом норм должен проявиться в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.
Александр Клименков, заместитель начальника Кричевского межрайонного отдела Могилевского областного управления.