Что женщины похитили у мужчин

Сейчас в это трудно поверить, но сарафан женщины похитили у мужчин еще в XVII в., и, судя по всему, навсегда. А ведь были времена, когда сарафан, родственный по форме и по названию персидской одежде serapa, описывался так: «Долгий мужской кафтан без рукавов». Так одевался, например, Иван Грозный: «А на государе было платье — сарафан дорогой, яринного цвету с вишневой обнизью».
«А под носком пасхально яичко прокатится, а под красным каблуком — птичка пролетит». О чем это? О современных женских ультрамодных сапогах на шпильке? Нет, это об обуви «удалого вольного казака Стеньки Разина». Женщинам высокий каблук долгое время попросту не полагался, он рассматривался как попытка возвыситься «пред лицом своего повелителя». Это уж потом, когда нравы испортились, обувь всадника, предназначенная для мощного стремени, была злодейски украдена красотками.
За попытку надеть кожаный ремень с самоцветами, золотыми цепочками и бляшечками нынешняя модница, попади она в Древнюю Русь, жестоко бы поплатилась. Женщинам — только пояски, плетенные из шерсти или льна. Мужчинам — кожаные кушаки и ремни с пряжками. Если мужчина являлся воином высокого ранга, то знаком его достоинства был ремень из кожи тура с соответствующим набором бронзовых или серебряных бляшек и накладок.
Лосины — типичный символ проигранной мужчинами битвы за штаны, которая велась чуть ли не с XIII в. Во всяком случае, немецкая поговорка: «У кого штаны, у того и власть» — родилась именно тогда. В 1980-е был нанесен «удар милосердия» и по штанам, и по власти. Исключительно военные кавалерийские обтягивающие брюки из кожи лося или оленя, некогда подчеркивающие те мужские стати, которые ниже пояса, превратились в синтетические женские брючки.
Чулки — большой привет от греческих и римских всадников, которые ездили без стремян и, чтобы не вылетать с позором из седла, отращивали себе толстые и красивые икроножные мышцы, без которых на коне не удержишься. Чтобы подчеркнуть свой мужской статус (а облегающие чулки — лучший для этого способ), господа как раз и носили тонкие чулки вплоть до конца XVIII в. Женщинам они были без надобности, поскольку их одежды были до пят.
В благие времена, когда Д’Артаньян проворачивал свою историю с подвесками, кружева у мужчин были везде — на воротнике, манжетах и даже на отворотах верховых сапог. Носили их и женщины, и мужчины, но последние все-таки имели преимущество. Хотя бы согласно ветхозаветной книге «Исход», где упоминается одежда старшего брата Моисея Аарона: «Золотая, голубая, пурпурная и червленая шерсть и полотна, крученые и кружевные».
В совсем седой древности парики носили только мужчины, причем не абы кто, а исключительно вожди и их приближенные. Собственно, высокий парик был чем-то вроде нынешней генеральской фуражки. Он зрительно увеличивал голову и придавал сходство со львом, царем зверей, давая понять, что с этим мужиком лучше не связываться. Но уже в римское время их стали носить женщины. И с целью весьма неблаговидной. Например, Мессалина, третья жена императора Клавдия, таким образом маскировалась, отправляясь в бордель.
Браслеты сначала считались не украшениями, а ритуально-мистическими предметами. Их носили шаманы как амулеты, приносящие удачу, отпугивающие злых духов и т. п. Кроме того, в некоторых культурах браслеты выполняли функцию вполне реальной защиты. Воины одевали металлические или кожаные браслеты на руки, чтобы они выполняли функцию кальчуги, одновременно таким браслетом можно было ударить врага, используя его в качестве кастета. В Древней Руси их называли поручи или нарукавники и они составляли часть боевого облачения воина.
В античном мире обычай выбеливать лицо говорил, в первую очередь, о кастовой или социальной принадлежности. Тенденция подчеркивать белизну кожи (чтобы отличаться от загорелого простонародья) сохранилась аж до XVII-XVIII вв. При дворе короля Людовика 15 пудру в ранг обязательного средства косметики возвела фаворитка короля маркиза де Помпадур. В Россию моду пудриться рисовой мукой привез Петр I вместе с модой на парики. В течение нескольких веков пудрой активно пользовались и мужчины, и женщины. Так что «чисто женским» атрибутом пудра стала сравнительно недавно, с середины XIX — начала XX вв.
«У Пророка имелась коробочка для сурьмы, и он каждый раз подводил глаза — сначала три раза правый, потом — три раза левый» — так писал о Мухаммеде его двоюродный брат Абдаллах ибн Аббас. Примерно так же поступали и другие мужчины, жившие на Аравийском полуострове, — тени для век помогали путешественникам справиться с отраженными от песка лучами солнца.
Ну что? Продолжать? Наверное не стоит, а то у женщин ничего своего и не останется.