«Война украла у нас детство»

«Война украла у нас детство»

В № 60 «Роднай нівы» от 13 августа 2014 года был опубликован материал «Его помнит Италия» о нашем земляке, участнике итальянского Сопротивления Алексее Киселеве. На публикацию откликнулась Александра Дмитриевна Захтаренко (в девичестве Киселева). 76-летняя жительница г. Климовичи, родная племянница Алексея Киселева. Женщина захотела рассказать свои личные воспоминания о нашем героическом земляке. Журналист районной газеты встретился с Александрой Дмитриевной.
Разговор с женщиной получился интересным. К сожалению, все меньше и меньше остается живых свидетелей и участников героических событий Великой Отечественной войны. И тем ценнее каждое воспоминание, каждый эпизод тех далеких времен.
— У многих из нас война украла детство, — рассказывает Александра Дмитриевна.— Приходилось быстро взрослеть. Леша был старше нас, поэтому стал нашей нянькой. У них была большая семья: 5 братьев и 2 сестры. В 1933 году был большой голод, мать Алексея заболела и умерла. Осталось 7 детей, которых взял растить колхоз, председателем был Шитов. Дали корову. То одной колхознице наряд дадут, придет, накормит, обстирает, то другой. Так и воспитывали.
По словам Александры Дмитриевны, чтобы как-то выжить, старшие дети уходили на заработки в украинские шахты. Отца по военной линии отправили учиться, а с началом войны забрали на фронт. В деревне остались мама, маленькие Саша и Надя и старший Алексей. Мама часто уходила на полевые работы в колхоз, тогда Леше приходилось смотреть за малышами. Когда в Старый Стан пришли фашисты, они поселились в сеннике (от авт.— холодная комната в крестьянской избе, отделенная сенями от теплой, или большой сарай) в одном из крестьянских домов. И, однажды, в 1943 году кто-то (наверняка, партизаны) их изрядно потрепал. Гитлеровцы заподозрили в связи с партизанами детей и в наказание отправили их в Германию. Среди ребят был и Алексей Киселев. Родные хотели отнести ему передачу (за 23 км!) в гестапо, но не успели. Детей уже отправили в Германию.
Через неделю жителям Старого Стана стало известно, что их ждет расстрел. Пришлось уходить в лес и около 2 месяцев жить в замаскированных окопах, питаясь, чем придется. Когда семья Александры Дмитриевны вернулась в деревню, на месте дома были одни головешки. Ничего не осталось. Маме с двумя маленькими детьми пришлось жить около леса в маленькой старенькой баньке. Спустя некоторое время их забрала к себе дальняя родственница.
Закончилась война. В звании капитана пришел с войны отец. Отстроились. Вскоре отцу, работавшему в военкомате, дали жилье в городе. В 1945 году на Алексея пришла похоронка. И все. Больше никаких известий. И тут помогла районка! В 1951 году в районной газете «Молат» была напечатана статья «Удалечыні ад Радзімы», где говорилось о Козлове Алексее Кирилловиче (фамилия была указана неправильно), уроженце деревни Старый Стан и размещалась просьба отозваться кого-нибудь из родных. Связались с командиром Михаилом Найденовым, который прислал родным письмо с описанием гибели Алексея и фотографию памятника, установленного в Италии. Затем по поводу Алексея сделал запрос Комитет ветеранов войны из Минска.
Идут годы. Александра Дмитриевна и ее дети, живущие в Минске, хотят побывать в Капуньяно, положить к памятнику их дяди, дедушки цветы, постоять, помолчать, подумать.
Кстати, у самой Александры Дмитриевны довольно интересная судьба. Пару лет ей пришлось жить в Украине, производить облицовочную плитку на керамико-изоляторном комбинате в печально известном теперь всему миру Славянске. Затем девушка вернулась на Климовщину и около 40 лет проработала бухгалтером по начислению зарплаты в Климовичском автопарке №9 (как говорит Александра Дмитриевна, «с одним пером, да за одним столом»). Там и с будущим мужем Василием познакомилась. С 1995 года на пенсии, что в силах, то делает по хозяйству, всегда рада видеть в своем доме детей и внуков.
На снимке: Александра Дмитриевна Захтаренко, племянница Алексея Киселева.
Игорь ПОХОМОВ.