Тунеядец — это кто?

кгк1

Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 октября на совещании по вопросам занятости и миграции в стране поручил до 1 января 2015 года разработать систему мер по искоренению иждивенчества и тунеядства. В ходе совещания встал вопрос о 500 тысячах не задействованных в экономике страны граждан. Если отбросить 100 тысяч домохозяек и работающих на собственном подворье, остается 400 тысяч, неизвестно чем занимающихся и непонятно за чей счет живущих людей.
Поэтому Президент призвал вовлечь эту армию иждивенцев в работу и «прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает».
Губернатор Могилевской области Петр Рудник поручил соответствующим службам провести в течение ноября мониторинг ситуации в городах и районах области на предмет выявления нигде не работающих граждан и постановки их на особый контроль. «Это очень важная работа, потому что, как правило, именно нигде не работающие составляют большинство граждан, которые ведут асоциальный образ жизни. Они доставляют в своих регионах немало проблем, в том числе усугубляют обстановку по гибели людей от внешних факторов. Мы должны переписать всех тунеядцев, установить за ними контроль и принять меры по обеспечению их занятости. Нам необходимо эту работу провести максимально оперативно, чтобы уже 1 декабря полностью владеть ситуацией», — сказал председатель Могилевского облисполкома.
Напомним, что в СССР в 1961-1991 годах тунеядство составляло состав преступления и выражалось «в длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда». Решением суда такие лица выселялись «в специально отведенные местности» на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения. К середине 1964 года за тунеядство было сослано 37 тысяч человек. Для особо злостных случаев существовала и уголовная статья, устанавливающая ответственность за «паразитическое существование» (до двух лет лишения свободы). Разрешалось не работать домохозяйкам, имеющим детей. А вот незамужние и бездетные женщины за тунеядство привлекались. С началом рыночных реформ и признанием такого явления, как безработица, нормы законодательства о тунеядстве утратили силу.
Кстати, по статистике МВД, в 2014 году 60 процентов обвиняемых в совершении различных преступлений нигде не работали и не учились. На заседании общественного совета при МВД министр внутренних дел Игорь Шуневич отметил: «Нельзя допустить ошибку в нормотворчестве, нельзя приравнять, скажем, к тунеядцам тех, кто таковыми не является, и нельзя дать уйти от ответственности тем, кто может работать» и продолжил — «Мы хотели бы получить нормативный документ, в который будет заложен принцип социальной справедливости при производстве и распределении благ. Однако этот документ не должен быть плеткой, а должен носить стимулирующий характер». Чуть ранее в МВД считали, что термин «тунеядство» можно применять к тем людям, которые умышленно уклоняются от участия в финансировании государственных расходов путем неуплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
К какой именно категории лиц из числа неработающих граждан будет применяться термин «тунеядец», покажет время. Прежде чем система мер по искоренению иждивенчества и тунеядства претворится в жизнь, несомненно в Беларуси предстоит провести очень большую экспертную работу.
Сегодня же своим мнением о том, как быть с тунеядцами и кого вообще считать таковыми, поделятся некоторые климовчане.
Вера, служащая:
— Я знаю немало дармоедов — здоровых, полных сил мужчин, которые годами сидят на шее у родителей и прочих родственников. И вот сейчас, когда везде и всюду обсуждают нюансы такого сложного явления, как тунеядство, они, оправдывая себя, пытаются блеснуть остроумием и эрудицией. Мол, кто меня заставит работать, ведь согласно Конституции у меня есть право на труд, а не обязанность. Статью 41 Основного Закона хорошо изучили, а вот о статье 56 Конституции, согласно которой граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, они, наверное, не слышали. Конечно же, тех людей, которые привыкли жить за чужой счет, заставить ходить на работу будет непросто. Хотя я бы алкоголиков, бомжей и любителей праздной жизни приравняла к обязанным лицам и держала бы на контроле постоянно. А то, получается, кто-то, например, за скромную зарплату уборщицей работал, а на выходе — такая же пенсия, как у человека, который и 10 лет не трудился. Где социальная справедливость?
Сергей, работающий в России:
— У меня высшее образование, которое, кстати, я получил платно. Но работать по специальности не хочу — зарплата не устраивает. У меня семья, двое детей, которых нужно содержать, и престарелые родители, которым нужно помогать. Поэтому я положил диплом о высшем образовании на полочку и поехал на заработки в Россию. Освоил строительные специальности и сейчас тружусь в полную силу в дружественной нам стране. Заработанные деньги (кстати, валюта) тратятся, конечно же, в Беларуси. Тунеядцем себя не считаю. Я всю жизнь пашу и забыл, что такое отпуск. Если скажут, что нужно неработающим в Беларуси платить налог, — буду исправно платить установленную сумму.
Тамара, пенсионерка:
— Посмотрите вокруг, в любом населенном пункте вы найдете праздно шатающихся личностей. У каждого по две руки и две ноги. Им бы работать и работать. Их бы неуемную энергию, веселое расположение духа да в мирное русло. Слишком много свободы и прав давать нашему человеку, наверное, нельзя — забывают об обязанностях. Если не получается сесть кому-нибудь на шею — дармоеды идут воровать или, того хуже, убивать ради наживы. Я бы всех таких асоциальных личностей сослала куда-нибудь на тяжелые работы, чтобы с утра до вечера там вкалывали за еду. Глядишь, другим была бы наука.
Вероника Левит.