Поговорим о продленке с методистом Климовичского районного учебно-методического кабинета Татьяной Почечуевой.

15947Интересно, когда впервые начали работать продленки? Если искать исторические корни системы продленного дня в «мировом масштабе», то стоит обратиться к Платону. По мысли Платона, выраженной в трактате «Государство» (4 век до н. э.), в дошкольном возрасте (до 7 лет), потом в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет), эфебии (с 17 до 20 лет) и школе философов (с 20 до 35 лет) дети, подростки и юноши наряду с физическими возможностями должны развивать и свои социальные способности. Платон отказывал детям в семейном воспитании, считая, что оно только укрепляет частную собственность и отвлекает граждан от служения обществу.
С первых лет Советской власти молодое пролетарское государство отчетливо осознавало задачи социального воспитания детей. В 1918 году в больших городах стали официально открывать клубы для детей, площадки для игр, летние трудовые колонии. В 1925 году в крупных промышленных центрах были созданы фабрично-заводские семилетки (ФЗС) — их называли «школы целого дня» при фабриках и заводах.
Непосредственно рождение продленного дня как формы образовательного процесса связано с социально-политическими процессами в обществе и педагогическими поисками в образовании в период «хрущевской оттепели». В сентябре 1956 года в соответствии с решениями 20 съезда КПСС было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов». А в 1960 году ЦК КПСС и Совет Министров принял постановление «Об организации школ с продленным днем». В то время массовый масштаб приобрело развитие групп продленного дня. К концу 80-х годов более 40% учащихся начальных классов занимались в режиме продленного дня.
Сегодня продленка — это настоящая находка для занятых родителей, которые хотят, чтобы их ребенок с пользой проводил время, полноценно развивался и общался со сверстниками.
Те же отцы и матери, чьи дети сразу после уроков отправляются домой, не могут быть на счет них абсолютно спокойными. Кто знает, чем дите занимается дома: смотрит телевизор, играет в компьютерные игры или «полез» по взрослым сайтам, а может, связался с «дурной» компанией. Он лишен общения, интересных увлечений, новых впечатлений, у него нет выдумки и творчества. Школа же, которая организует для ребенка после уроков интересные занятия в кругу ровесников, способна уберечь его от прямых и агрессивных асоциальных влияний.
Мы сегодня поговорим о группе продленного дня для учащихся младших классов. Задала несколько вопросов, которые обычно интересуют родителей, методисту районного учебно-методического кабинета Татьяне Почечуевой.
— Татьяна Леонидовна, начнем разговор о преимуществах и недостатках продленки.
— В группе продленного дня дети находятся под присмотром квалифицированного воспитателя, имеют полноценный обед, обязательно погуляют на улице в хорошую погоду, смогут посетить различные кружки и спортивные секции, под руководством педагога подготовят уроки, пообщаются с одноклассниками. Дети здесь защищены от различных неприятностей. А из недостатков главный — это оторванность от дома.
— Расскажите, как в продленке учащиеся выполняют домашние задания?
— Самостоятельно. Ведь самая важная задача школы — это научить детей учиться, дать им глубокие, прочные знания, привить навыки самостоятельной работы. В группе продленного дня эта задача решается в специальное время, которое отводится на самоподготовку учащихся. В процессе подготовки домашнего задания ребята повторяют и закрепляют изученный на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельно учебного труда — это умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями. В процессе учебной работы формируются такие необходимые в их жизни качества, как упорство, настойчивость и инициатива. Конечно же, не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни думают быстрее, другие — медленнее, у одних развита зрительная память, у других — слуховая, одни добросовестно выполняют задание, других приходится контролировать, направлять и оказывать индивидуальную помощь. Воспитатели организовывают самоподготовку так, чтобы дети внимательно проверяли себя и старались самостоятельно исправлять допущенные ошибки. Важным условием, обеспечивающим успешную организацию самоподготовки, является согласованность в действиях учителя и воспитателя. Требования, предъявляемые учащимся, воспитателем и учителем должны быть едины.
— А чем занимаются дети в продленке в свое свободное время?
— Когда уроки выполнены, воспитатели стараются занять детей чем-нибудь интересным и познавательным, чтобы время в ожидании родителей было проведено с пользой. Для этого привлекают ребят к коллективной и индивидуальной деятельности: предлагают им разнообразные настольные игры, организовывают конкурсы и соревнования, проводят экскурсии. Основной акцент ставится на подвижные игры, ведь для нормального развития ребенка обязательно нужна физическая активность. Пребывание учащегося в группе продленного дня не помешает ему посещать занятия в разных пришкольных кружках и секциях. Не стоит рассматривать продленку, как место, где ребенка накормят, выгуляют и выполнят с ним домашнее задание. Группа продленного дня является продолжением учебно-воспитательного процесса, где все занятия строятся с учетом интересов и особенностей ребенка.
— Татьяна Леонидовна, что вы посоветуете родителям детей, посещающих продленку.
— Некоторым ребятам сложно оставаться в школе, видя, как другие спешат после уроков домой. Чтобы ребенок не был психологически травмирован этим положением, отец с матерью должны уделять ему много внимания, чтобы он чувствовал их любовь и заботу. Родителям следует почаще общаться с воспитателем, чтобы знать, как ведет себя их чадо на занятиях, удается ли ему ладить с другими детьми. Отдавать ли малыша в группу продленного дня, родители должны решить сами, учитывая немало индивидуальных факторов. Главное, чтобы ребенок был счастлив и получал удовольствие от пребывания в продленке.
Вероника Левит.