За ручьем — мое Заручье

16281Моей родной деревне Заручье — 90 лет. Соседняя деревня Лобжа (ныне — агрогородок) к 1924 году была перенаселена до предела. Людям не хватало пахотной земли. Трое сельчан, Семен Ефремович Курносов, Андрей Егорович Белоусов и Федор Григорьевич Кашанский, вместе с некоторыми другими жителями решили обживать новые места. Так появились населенные пункты Синеж, Подъелье, Заручье. Почему Заручье? Да потому, что расположена деревенька за ручьем.

Постепенно стали обустраиваться. Срубили дома и занялись извечным ремеслом: пахали, сеяли, убирали, косили, разводили домашнюю живность. Подрастали дети, а их в каждой семье было по пять-семь. А у Михаила Романовича Чепикова воспитывались десять сыновей и дочерей.
Жил в деревне свой «кулибин», мастер-самоучка Петр Кузьмич Губенков. Он изобрел соломорезку, шерстечесалку (расчесывать овечью шерсть), которой пользовались люди даже из окрестных деревень. Пчеловодством занимался Федор Макарович Богомолов, бондарным делом — Федор Илларионович Лавриненко.
В 1929 году началась коллективизация сельского хозяйства. Чтобы в деревне организовать колхоз, необходимо было не менее 30 хозяйств. В Заручье их насчитывалось 22, в Подъелье — 18. Поэтому мы вошли в колхоз, который в 1932 году активом Грязивецкого сельсовета организовали в деревне Лобжа, самом большом населенном пункте. Назывался колхоз «Путь к коммунизму». С этим названием он существовал до 1950 года. Первыми в него вступили Тарас Ефимович Береснев, Яков Кузьмич Губенков, Яков Егорович Белоусов, Семен Ефремович Курносов, Мирон Иванович Ларченко, Степан Романович Чепиков. Первым председателем колхоза стал Иван Романович Монетов, секретарем парторганизации — Иван Васильевич Белоусов. Первые сады в деревне посадили Иван Кузьмич Губенков, Федор Илларионович Лавриненко.
В 1933 году по неосторожности столяра в деревне случился пожар. Сгорело 16 домов, осталось только 6. За три последующих года построили 21 дом. Постепенно жизнь наладилась. На трудодни получали картошку, фураж.
Коснулись Заручья и репрессии. Семена Курносова арестовали, но затем отпустили домой. А секретарь сельсовета Яков Белоусов был осужден на десять лет. Погиб. Реабилитирован в 1989 году.

                                                                                       Война пришла в дом                                                                                                          Из нашей маленькой деревеньки ушли на фронт 23 жителя. Среди них — одна девушка, Евдокия Никифоровна Выдренкова. Ушла на войну вместе с отцом. У Белоусовых, Курносовых, Чепиковых отправились защищать Родину по двое парней, у Ларченковых, Губенковых, Богомоловых — по трое, а из семьи Федора Илларионовича Лавриненко — четверо.
На разных фронтах сражались наши земляки. Игнат Федорович Белоусов был защитником Брестской крепости. Федор Миронович Ларченко воевал в блокадном Ленинграде. Иван Семенович Курносов и Иван Михайлович Чепиков — участники Сталинград-ской битвы и битвы на Курской Дуге.
С победой в родную деревню вернулись меньше половины жителей. В семье Федора Романовича Чепикова сын Федор погиб 9 мая 1945 года в звании капитана. У Федора Макаровича Богомолова сын Алексей был летчиком. Погиб. У Федора Илларионовича Лавриненко не вернулись с фронта трое сыновей: Семен, Павел и Василий. У Михаила Романовича Чепикова в звании капитана сложил голову на поле боя сын Петр. Другой сын, Иван, вернулся инвалидом. Все возвратившиеся и погибшие на войне были удостоены правительственных наград.
Некоторых молодых и крепких жителей деревни фашисты отправили на принудительные работы в Германию, в том числе Владимира Семеновича Лавриненко, Владимира Алексеевича Ларченко, Николая Федоровича Чепикова.
На оборонительных сооружениях в годы войны работали Мария Федоровна Богомолова, Александра Карповна Курносова, Татьяна Михайловна Подлипская. Чтобы уберечь от фашистов домашний и колхозный скот, сельчанка Анна Федоровна Чепикова помогла угнать его в Рязанскую область.
Нелегкими были для жителей Заручья, как и всего района, годы оккупации с августа 1941 по сентябрь 1943 года. Фашисты сожгли четыре дома и сарай.
Хоть и трудно приходилось в послевоенное время, но люди работали с большим воодушевлением, восстанавливали сельское хозяйство. Одевались и обувались во все домашнее, самотканное. Для этих целей выращивали лен, вручную брали, стлали, отбивали, мяли. Потом пряли и ткали ручники, скатерти, постилки. Полотна отбеливали на лугу возле речки. Все женщины это умели. Кроме того, вязали платки, кофты, носки. Очень красиво вышивали крестиком, в численку, гладью.
В 50-е годы прошлого столетия был в деревне ветучасток. Работал там Иван Федорович Бояринов. Он оказывал ветеринарную помощь колхозам «Заветы Ленина», имени Янки Купалы, «Герой труда», имени Жданова, а также населению. Ветврачи менялись, а санитар Иван Федорович Маруденко трудился на ветучастке 30 лет и на практике хорошо знал ветеринарное дело.
Те, кто поселился в Заручье в далеком 1924 году, уже имеют праправнуков. Значит, мы уже в пятом поколении. Деревня может гордиться своими долгожителями, в том числе семейными, перешагнувшими 90-летний возраст. Среди них — Екатерина Кузьминична и Ефим Антонович Богомоловы, Анна Антоновна Береснева, Пелагея Федоровна и Иван Семенович Курносовы, Анна Семеновна Иванова, Павел Евменович и Алена Павловна Рыжиковы, Мария Ивановна и Маланья Ивановна Белоусовы, Федор Иларионович Лавриненко.
А вот 80-летний рубеж перешагнули более двадцати человек. Возможно, этому благотворно способствует природа. Деревню с трех сторон окружает лес, где растут грибы, ягоды, лекарственные травы. Рядом — речка. В конце огородов — криницы с родниковой водой. Очень вкусная она и в трех наших колодцах. И, пожалуй, самое главное то, что люди в нашей деревне добросовестные, чистосердечные, мудрые, отзывчивые и очень трудолюбивые.
                                                                                        Добрая слава долго живет                                                                                      Немало у нас и прирожденных руководителей. Иван Семенович Курносов работал председателем колхозов «Заветы Ленина», «Герой труда», «20 съезд КПСС». Последние два десятка лет — секретарем, председателем Лобжанского сельсовета. Трудовой стаж составляет 52 года. Сейчас он на заслуженном отдыхе. Иван Семенович — самый старейший житель деревни: в январе этого года ему исполнилось 94 года.
Больше четверти века в Минской области работал председателем колхоза Иван Миронович Ларченко. Одна запись в трудовой книжке у Раисы Михайловны Судиловской, секретаря Лобжанского сельсовета. Ее стаж — 37 лет. Столько же проработала в колхозе Галина Ивановна Подчалина, причем последние 17 лет (перед уходом на пенсию) возглавляла полеводче-скую бригаду.
В 60-е годы окончил БГУ им. В.И.Ленина Александр Ефимович Богомолов и был прокурором в одном из районов Витебщины. Около 40 лет трудилась на Минском заводе шампанских вин в качестве инженера, ревизора, контролера Лина Игнатьевна Белоусова.
Трудились наши земляки во всех отраслях народного хозяйства. Виктор Самуилович Белоусов работал в автопарке № 9 со дня образования организации. Оттуда и ушел на заслуженный отдых. Стаж у Михаила Дмитриевича Фулитко — более тридцати лет на линейном участке связи РУЭС. Всю жизнь отдали служению Отчизне, военному делу Степан Петрович Губенков и Виктор Михайлович Чепиков. После окончания Рославльского техникума механиков работал в колхозах «Заветы Ленина» и имени Янки Купалы Иван Иванович Курносов. Бригадиром, затем агрономом после окончания Жиличского сельхозтехникума была Раиса Дмитриевна Курносова. Долгое время трудились механизаторами, водителями Иван Степанович Чепиков, Федор Лукьянович Белохвостов, Петр Евдокимович Коноплев, Виктор Федорович Чепиков, дояркой на Лобжанской молочно-товарной ферме — Мария Николаевна Маруденко.
Много сил отдали развитию животноводства Михаил Моисеевич Курачев, Николай Федорович Чепиков, Анна Ивановна Фролова, Федор Михайлович Чепиков, Анна Михайловна Белоусова, Лидия Леонтьевна Богомолова. В полеводстве добросовестно работали наши женщины.
Богата деревня и на семейные династии. К примеру, хорошо известна династия лесников Чепиковых — Михаила Романовича, его сына Василия и внука Михаила.
А вот про Акулину Губенкову и Екатерину Лавриненко так и хочется сказать словами одной из песен: «…ну, и как такой судьбой не гордиться, нам бы верности такой научиться…». Какую надо иметь силу воли, любовь к жизни, работоспособность, чтобы этим матерям, одним, без мужского плеча, вырастить и воспитать восемь и шесть достойных уважения детей.
Такого же почитания заслуживает Мария Ануфриевна Богомолова. Ее муж вернулся с войны с тяжелым ранением, рано умер (кстати, он был самым лучшим сватом в деревне и востребованным кумом). Женщина достойно выполнила свой материнский долг — воспитала шестеро детей.
У Марии Ефимовны Чепиковой муж пришел с фронта инвалидом. Нелегко было ей поднять на ноги своих семерых дочерей и сыновей.
Некоторые односельчане по своему укладу жизни и деятельности имели безобидные прозвища. Например, бабушки Акулина и Антонина были «дохторками», народными лекарями. Александра Карповна Курносова могла на любые события в стране или в колхозе сочинить «остренькую» и шутливую частушку. Любителями поострить были также Наум Семенович Курносов и Федор Романович Чепиков.
После трудовых будней умели в Заручье культурно отдохнуть, организовать праздник в деревне. Ни одно мероприятие не обходилось без наших песенниц Лидии Митрофановны Чепиковой, Анны Федоровны Чепиковой, Александры Карповны Курносовой, Маланьи Ивановны Белоусовой, Марии Николаевны Маруденко, Анны Михайловны Белоусовой, Марии Сергеевны Чепиковой, Марии Яковлевны Белохвостовой, Елены Степановны Чепиковой, Люси Ивановны Курносовой, Анны Иосифовны Богомоловой, а также гармонистов — Юрия Николаевича Чепикова, Георгия Яковлевича Фролова, Федора Николаевича Чепикова.
Так жили, трудились, воспитывали детей жители нашей деревни.
И хотя сейчас Заручье является небольшой, как говорят, неперспективной деревней, в ней живут люди, которые дорожат историей села и гордятся своими земляками.
Людмила Шукова,
д. Заручье.