Колода, дай меда — оздоровиться!

16878В Климовичском краеведческом музее есть небольшая экспозиция, рассказывающая о таком старинном лесном промысле добывания меда, как бортничество, со словами присяги бортника. Здесь имеются иллюстрации, некоторые приспособления бортевого пчеловодства, продукты пчеловодства и т. д.
Об этой старейшей форме «сладкого» промысла читателям «Роднай нівы» согласился рассказать пчеловод-любитель Владимир Кирпиченко.

— Установка бортей — древнейший способ добывания меда. Где в наше время можно увидеть на деревьях ульи-колоды? Только в Башкирии и в Беларуси. Например, на старых деревьях, на опушках леса на Полесье, а также у нас, на Могилевщине, в том числе в Климовичском районе. Недаром наш район украшает герб с изображением золотой пчелы, — говорит пчеловод.
Приезжали ко мне гости с Кубани. Каково же было их удивление, когда заметили на пасеках в деревнях Буховка, Селище дружный вылет пчел из ульев-колод! Показываю гостям многовековой дуб, растущий на опушке в буховском лесу. На нем закреплена колода с пчелами. Еще одна колода украшает мой сад. Она находится на старой ветвистой яблоне и радует нас пением маток и свадебным торжеством образования новых семей-роев. На лицах гостей, заметивших эти старинные ульи, — восхищение, восторг. Я услышал от них добрые слова в наш адрес, адрес белорусов, которые берегут дедовские традиции.
— Некоторые читатели интересуются, сложно ли работать с ульями-колодами? Каковы их достоинства и недостатки?
— Да, определенная сложность есть. Прежде всего — это работа на высоте. Чтобы обслуживать колоды на деревьях, нужно быть физически сильным человеком. К недостаткам можно отнести также: перестановку рамок, извлечение сот, построенных пчелами на поверхностях стенок по окружности колоды, размещение небольшого количества рамок из-за малого объема колоды. В связи с разницей температур воздуха снаружи и внутри в зимний период происходит растрескивание колод. Но это бывает только в первую зимовку.
Самое большое преимущество колод — отсутствие влаги. Ведь сырость в улье — это болезнь и мучения пчел, из-за чего семьи из зимовки выходят слабые. В колодах же такого не наблюдается. Колоду, установленную на дереве, я не обрабатываю от клеща ветпрепаратами (рискнул проделать такой эксперимент). Наблюдаю. Первый год — выжила семья. Второй — все нормально. И вот уже более трех лет она живет без обработки от варро-атоза. Видимо, мать-природа помогает выжить пчеле без вмешательства человека. В следующем году попробую данный эксперимент проделать в колодах на пасеке.
— Владимир Николаевич, какова продуктивность пчел в ульях-колодах?
— В среднем — по 20 кг меда. Зависит от года, благоприятной погоды, хорошей медоносной базы, силы семьи, объема колоды. Поскольку колоды размещены в лесу (а леса наши богаты медоносами, особенно после вырубок леса), на делянках имеются обширные плантации малинника, кипрея, ежевики, крушины. К тому же, лес защищает пчелу от ветра. Улей-колода может дать до 30 кг полезного продукта.
— Можно ли приобрести мед диких пчел?
— К сожалению, очень редко пчелы в наших лесах обитают в естественных условиях. И причин этому немало. Первое, практически нет уже тех столетних деревьев с дуплами. А где есть, то «охотники» за легким медом разрушают гнезда пчел. Я видел, что дикие пчелы жили в дуплах деревьев на буховском шляхетском кладбище и в лесу, вблизи деревни Незнань. В двух семьях мародерами был выбран весь мед, и пчелы остались на гибель без корма. А ведь с глубоких времен передается народное поверье: «Кто поднял руку на пчелу, Божью тварь, того ожидает Божья кара». Так и есть: если разорением гнезд пчел занимаются пчеловоды, то у таких «специалистов», как правило, пчелы на их пасеках плохо приживаются. А если выживают, то хозяина большим урожаем меда не порадуют. Ведь человеком пчела до конца не изучена.
Хочу заметить, что мед из дупл в лесу такой же, как и на пасеках: с одних цветков берут нектар пчелы. Как-то я обратил внимание на сладкий продукт у продавцов, торговавших во время проведения детского фестиваля «Золотая пчелка». Спросил у хозяйки: «Какой у вас необычный на вид мед — шоколадного цвета». Миловидная женщина ответила: «Это мед диких пчел и мед с маточным молочком». После небольшого разговора она поняла, что имеет дело с пчеловодом. Выяснилось, что это была «сладкая фальсификация», где и медом не пахло.
Поэтому так и происходит, что с каждым годом меда на рынке все больше, а количество пчелосемей — все меньше и меньше.
Беседовала
Раиса Сергеенко.