Тропинки к дальним деревенькам

Сегодня я снова расскажу о жителях малонаселенных пунктов нашего района. Что сделаешь, люблю я приезжать в маленькие деревушки и беседовать с их людьми. Каждый из сельчан мне представляется уникальным. И сама не могу понять, почему. Ведь жизнь их чаще всего самая что ни на есть обыкновенная — без взлетов и падений, и достижений больших они не имеют, порой и образования никакого, а вот рассуждают о насущном так просто, искренне, по-доброму, что понимаешь — именно в их словах вся соль жизни. Трудолюбие, бескорыстие, отзывчивость подкупают, мудрость восхищает, а меткие выражения надолго запоминаются. В их жизни, пускай, и простой, и неяркой, чувствуется смысл.                                                                                                                        В Леонполье Родненского сельсовета из жилых только четыре дома. Старостой там Лидия Ивановна Даниленко. Живет женщина с мужем и дальней родственницей. Дом у них добротный, свежевыкрашенный, в палисаднике — цветы, трава вокруг домовладения скошена, возле хозпостройки тракторок стоит. Везде чистота, порядок. Сразу видно — настоящие хозяева живут. Супруг Василий Семенович работает водителем в Роднянской врачебной амбулатории врача общей практики. Лидия Ивановна на пенсии. Супруги держат две коровы, кур, индюков, девяносто соток земли засевают. День у них пролетает как один миг. Лидия Даниленко признается: она ни минуты не позволяет себе оставаться без дела. Ведь только работа немного отвлекает от печальных мыслей. Три года назад у супругов погиб сын Александр. Ему было всего-то тридцать лет — жить еще и жить. А в 1978 году Даниленко похоронили своего первенца, которому на тот момент и четырех месяцев не исполнилось. Эти две утраты близких, родных, любимых людей навсегда оставили рубцы на сердце матери и отца. Дочь Татьяна живет в Витебской области, но, зная, как психологически тяжело сейчас родителям, старается почаще их навещать. А созванивается с ними так и вообще по несколько раз на дню. Лидия Ивановна и Василий Семенович никогда ей ни на что не жалуются, а наоборот, делятся своими маленькими радостями — квочка цыплят вывела, вишен в этом году много, урожай огурцов будет неплохой и т. д. «Для нас родное Леон- полье — самый лучший уголок земли, здесь такой простор: леса кругом, поля — красота и раздолье», — признается староста. И в ее голосе столько искренности, что не поверить в это просто нельзя. А вот фотографироваться Лидия Даниленко наотрез отказалась. Говорит, я же ничего выдающегося не сделала, просто живу, как умею, только что по совести.
16892Дом Раисы Владимировны Тупицыной в Леонполье стоит возле самой трассы. Машины снуют туда-сюда, туда-сюда. Бывает, какая остановится на секунду и снова вперед. Кажется, что здесь такого — прекращать движение автомобиля водителю не запрещается. Только вот после таких остановок на обочине частенько остаются и маленькие, и побольше котята и щенки. Их просто выбрасывают в чисто поле за ненадобностью. Эти представители братьев наших меньших дорогу перейдут — и прямехонько к дому Раисы Тупицыной попадают: мяукают, тявкают, о спасении просят. И оно приходит — в лице сердобольной женщины, которая просто не может оставить их на произвол судьбы — пропадут ведь. Сейчас и не помнит, сколько выходила таких бедолаг. На данный момент у нее живут семь котов и три собаки. У каждого своя кличка. Последнего кота, Жорика, пенсионерка нашла еле живого. Долго пришлось с ним повозиться, чтобы он стал на лапы. А сейчас ничего, бегает. Своим питомцам женщина покупает колбасу, молоко. Что скрывать, эти домашние животные скрашивают ее жизнь, а она в свою очередь — их. Раиса Владимировна овдовела десять лет назад. Сыновья с семьями живут далеко, но мать не забывают, навещают, помогают. Хотя, несмотря на возраст (женщине семьдесят пять лет), она еще, слава Богу, может сама и огород в порядке содержать, и территорию вокруг дома обкосить, и где нужно гвоздь вбить. Работы Раиса Тупицына не боится, ей не привыкать к большим физическим нагрузкам. В совхоз в бригаду пошла — только пятнадцать лет исполнилось. Позже двадцать пять лет почту носила: каждый день на плече сумка тяжелая, набитая периодическими изданиями и корреспонденцией, а впереди — километры и километры. А дома, конечно же, с супругом всегда большое хозяйство держали. К вечеру женщина так уставала, что, казалось, быстрей бы до кровати. Но стоило ей услышать звуки гармони, усталости как не бывало — ноги сами в пляс шли. Раиса Владимировна и сейчас еще может и кадриль, и страдания, и «зеленую рощу», и вальс сплясать — было бы с кем.
Шумовка — красивое назв16883ание деревни Родненского сельского Совета. Там тоже жителей совсем чуть-чуть. Семья Быковых переехала в Шумовку пять лет назад и уже успела полюбить эти места. Но лучше обо всем по порядку. Николай Леонидович Быков родом из Красавич, его супруга Любовь Леонидовна — из Жевжика. После свадьбы жили восемь лет в Красавичах. Через год после аварии на Чернобыльской АЭС супруги Быковы решили поменять место жительства. Опасаясь за здоровье детей (у них уже было три сына), переехали в Ленинградскую область, которой не коснулась чернобыльская трагедия. В поселке Возрождение работали в колхозе: Николай Леонидович — механизатором, Любовь Леонидовна — дояркой. Там родилась дочь Антонина. Шли годы, но Быковым так и не удалось стать своими в чужой стороне. Да и не хотелось. Все чаще и чаще вспоминали родную Беларусь, а потом все бросили и вернулись на Климовщину. Купили дом в Лозовице, пошли работать в местное хозяйство. В 1999 году семья пополнилась пятым ребенком, дочерью Алесей. Когда младшей дочери было чуть больше года, у нее нарушилась речь. Чтобы вылечить ребенка, родители в какое только медицинское учреждение Алесю ни возили, с кем только ни консультировались. Все без толку. А потом им посоветовали определить дочь в Мстиславскую специальную общеобразовательную школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. Алесе там понравилось. Николай Леонидович дочь чуть не каждую неделю навещал. Сейчас девушке уже шестнадцать лет, речь ее восстановилась. Каникулы она проводит дома, с желанием и удовольствием помогает родителям по хозяйству. Тем более, что с переездом из Лозовицы в Шумовку оно стало больше. А переехали, потому что захотелось полной тишины, да и дом для жилья предлагали недорогой, но добротный. Николай Леонидович, в руках которого любое дело спорится, говорит, что с сыновьями его вообще «конфеткой» сделают. Сейчас в сараях у Быковых — корова, бык, с полсотни кур да еще цыплята. Супруги говорят, что по-настоящему, искренне любят деревенскую жизнь. В свое время у них была возможность приобрести квартиру в Климовичах, но они ей не воспользовались, потому что без печи, бани, хозяйства и наделов земли свой быт не представляют.
Когда заехали к Нине Вас16886ильевне Капраловой (которая проживает в Рысине Тимоновского сельского Совета), она читала «Родную ніву». Пальцем водила по строчкам — зрение совсем плохое. Женщине восемьдесят семь лет и здоровье уже подводит. Как рассказала Нина Васильевна, районную газету она выписывала всегда, ведь только в ней можно узнать все последние новости, почитать заметки о своих земляках. Нина Васильевна мужа похоронила давно, дети живут далеко, навещают по возможности. Бывает, и взгрустнется пенсионерке, бывает, и всплакнет, когда вспомнит былое, которое сейчас кажется таким благополучным. Сама работала в полеводстве, супруг был хорошим столяром и пчеловодом. Жили дружно, троих детей воспитывали. За хлопотами и заботами своего счастья не замечали. А оно, как сейчас понимает Нина Васильевна, было. В настоящее время женщина научилась радоваться мелочам. Удалось, несмотря на почтенный возраст, в огороде картошку посадить, да и на грядках кое-что — и слава Богу. Теперь нужно набираться сил, чтобы собрать урожай.
Искренне хочется пожелать всем моим собеседникам, жителям малонаселенных деревень, здоровья, жизнелюбия и оптимизма. Ведь пока они есть, тропинки к Леонполью, Шумовке, Рысину не зарастут бурьяном.
Вероника Левит.