Педагог. Учитель. Наставник

16987Учитель от Бога — так говорят о Тамаре Григорьевне Дулуб сегодняшние и бывшие ее ученики. Родители же ребят не перестают благодарить Тамару Григорьевну за ее терпение, доброту, мудрость, за те хорошие знания и навыки, которые она дает учащимся третьей городской школы по своим предметам — русскому языку и русской литературе.                                                                                                                                     Наставнице удается научить школьников учиться не по принуждению, а по желанию. На ее уроках подростки раскрываются как личности, не боятся сомневаться, ошибаться, смело рассуждают, анализируют и как бы между делом запоминают и правила русского языка, и героев произведений русских классиков — запоминают на всю жизнь. Неудивительно, что ученики Тамары Григорьевны по ее предметам на централизованном тестировании стабильно показывают высокие результаты. В прошлом году на портале TUT.BY был опубликован рейтинг средних учебных заведений (школ, гимназий, лицеев) Беларуси по результатам ЦТ-2014. Так вот, средний балл в дисциплине «Русский язык» среди школ наивысшим оказался в Климовичской средней школе № 3 — 66,12. В данном рейтинге наша третья городская школа позади себя оставила 46 школ Беларуси. Кстати, в 2014 году в одном из выпускных классов русский язык преподавала Тамара Григорьевна Дулуб. Все 22 ученика на ЦТ сдавали этот предмет. Немало воспитанников Тамары Григорьевны становились и становятся победителями районных, областных и республиканских олимпиад по предмету «Русский язык и литература». В 2015 году ее ученица Виктория Степанюк стала не только обладателем Диплома 1 степени на Республиканской олимпиаде, но и обладателем Диплома на Международной олимпиаде в Москве. Преподаватель за свой добросовестный и самоотверженный труд на педагогическом поприще неоднократно награждалась грамотами и дипломами. В этом году опыт и профессионализм Тамары Григорьевны Дулуб отмечен Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь. Несмотря на признание ее (не побоюсь этих слов) педагогического таланта как учащимися и их родителями, так и коллегами, Тамара Григорьевна остается скромным человеком. Признаюсь, было очень трудно уговорить ее на интервью для нашей газеты. По всему было видно, что не любит она пафоса и громких слов, к своим заслугам и достижениям относится спокойно. Поэтому и разговор наш с Тамарой Григорьевной шел больше о жизни в общем, нежели о педагогике конкретно.
— Среди учителей немало тех, кто определился со своей профессией еще в детстве. Интересно, Тамара Григорьевна, вы тоже много лет тому назад что-то преподавали своим куклам?
— Совсем нет. Мне пришлось рано повзрослеть, на игры с куклами времени не хватало. Но лучше обо всем по порядку. У моих родителей сложилась совсем не простая судьба. Во время Великой Отечественной войны отец, естественно, был на фронте. Почему естественно? Потому что он и в мирное время всегда находился на передовой, не боялся брать на себя ответственность, умел вести людей вперед. Не зря односельчане выбрали его председателем местного колхоза в г.п. Озаричи. Мать с тремя сыновьями в 1944 году оказалась в фашистском концлагере «Озаричи». Там мои старшие братья, которых я никогда не видела, погибли, матери фашисты прострелили ноги. Отец, вернувшись с фронта, жену-инвалида не оставил. Когда ему было 48 лет, а матери — 44 года, у них родилась я. А через 2 года и 7 месяцев папа умер от инфаркта. Мама осталась совсем одна со мной маленькой на руках. Так что детство мое было трудовое… Лет с 9 начала дома вести хозяйство — ходила в магазин за продуктами, готовила, убирала, работала на земле. Жили мы очень скромно, скудной маминой пенсии хватало только на самое необходимое. Когда подросла, как любая девушка, мечтала о красивом платье. Друзья отца помогли приобрести корову — подспорье и кормилицу. Пришлось в 12 лет научиться доить ее, заготавливать сено, а позже растить теленка. Мама же научилась шить на швейной машинке и таким образом воплощала мои мечты о красивых платьях в жизнь. В школе я была отличницей, как сейчас говорят, шла на золотую медаль. Планировала поступать на юридический факультет БГУ. Но на выпускном экзамене в школе по русскому языку в слове «белоруска» допустила ошибку, написала его с двумя «с». Тогда очень на себя разо-злилась и подала документы в Мозырский педагогический институт на филологический факультет: решила выучить в совершенстве русский язык. Так что, можно сказать, в педагогику меня привел случай, который оказался судьбоносным.
— Но Вы же в какой-то определенный момент поняли, что случай был счастливым? Когда сказали себе: в выборе профессии не ошиблась?
— После первого рабочего дня в своей родной школе в Озаричах и потом — на протяжении всей дальнейшей жизни. Я твердо убеждена, что для учителя главное в профессии — любить детей и любить предмет, которому их обучаешь. Детей нельзя обмануть — они чувствуют фальшь, да и себя, думаю, обманывать сложно. Мне повезло, я занимаюсь тем делом, которое не только приносит пользу, но и удовольствие, поэтому на работу всегда иду с желанием.
— Ваши ученики говорят, что у Вас есть какая-то необыкновенная своя методика проведения уроков. Раскроете секрет?
— У каждого учителя есть своя методика. Я свой накопленный за годы преподавания русского языка и русской литературы опыт разместила в своеобразных конспектах, по которым и веду уроки. Стараюсь давать знания по своим предметам доступно и понятно. Не только учу детей, но и постоянно учусь сама. «Я знаю, что я ничего не знаю» — мой любимый афоризм древнегреческого философа Сократа. Все мы на протяжении своей жизни, каждый день из разных источников получаем новые знания, главное — уметь их правильно рассортировать на «необходимые» и «ненужные».
— Тамара Григорьевна, пожалуйста, продолжите фразу: «Сегодняшняя молодежь…»
— Замечательная. И не стоит ребят сравнивать с собой. Они другие, и их не нужно пытаться изменять. За современной мотивированной молодежью будущее. Меня радует, что многие мои ученики благодаря своему трудолюбию воплотили в жизнь свои планы. Я с глубоким уважением отношусь к трудолюбивым людям и не устаю повторять, что наша молодежь лучше нас. Убеждена, что учить детей сегодня нужно по-другому, совсем не так, как учили нас.
— А сейчас личный вопрос: Вы счастливый человек?
— Да! У меня есть моя любимая семья, любимая работа, любимые друзья, любимые занятия. Надежный семейный тыл помогает мне заниматься моим любимым делом. Мне везет в жизни на встречи с хорошими людьми. Мне повезло в свое время — в 1988 году я пришла в третью городскую школу. И эта школа стала для меня любимой, а ее коллектив родным. Я помню каждого своего ученика и о каждом могу сказать много хорошего. У меня есть мои последователи — мои ученики преподают великую русскую литературу и великий русский язык. Сегодня я читаю стихи и сказки своему четырехмесячному внуку и почему-то верю, что он уже все понимает. Я не разучилась радоваться и восхищаться, я научилась стойко переносить трудности. Все это и есть счастье.
— Большое спасибо, Тамара Григорьевна, за откровенный разговор.
Вероника Левит.