ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ — ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ

17394Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов подведены окончательные итоги выборов Президента Республики Беларусь. За кандидатуру Александра Лукашенко отдано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5%. Наилучший результат действующий Президент показал в Могилевской области, где за него проголосовали 88,29%. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Президент вступает в должность после принесения Присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Инаугурация Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко состоялась 6 ноября 2015 г. во Дворце Независимости.                    Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.
Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.
Основополагающие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции, а также в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» и иных законодательных актах.
В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий Президент осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Глава государства вправе как по своей инициативе, так и на основании поступающих к нему обращений граждан и юридических лиц инициировать производство о проверке конституционности нормативных правовых актов Конституционным Судом Республики Беларусь. Более детально данная функция регламентирована в положениях Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве».
Президент, помимо проверки конституционности нормативных правовых актов, вправе внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о (об):
даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
принятии решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;
даче официального толкования декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
изложении позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.
При этом Президент – не единственный, на кого возложена задача по обеспечению сохранности Конституции: он разделяет ее со всеми государственными органами. Однако его роль более значительна и связана с тем, что в случае необходимости именно Глава государства должен «напоминать» властям об их прямых обязанностях, а иногда задействовать соответствующие механизмы для неукоснительного соблюдения положений Конституции.
Президент как гарант Конституции:
имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;
непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
имеет право приостанавливать решения местных Советов  депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Иными словами, Глава государства обеспечивает осуществление должного нормотворческого контроля в целях безусловной защиты конституционных положений и соблюдения принципа верховенства права.
Президенту предоставлено право инициировать рассмотрение вопроса в Парламенте Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции, а также выносить соответствующий вопрос на республиканский референдум.
За все время существования суверенной Беларуси было проведено три республиканских референдума.
Первый референдум был проведен 14 мая 1995 г. по инициативе Президента. По результатам голосования была принята действующая государственная символика, а русскому языку был придан статус государственного.
Второй в истории Республики Беларусь референдум был проведен 24 ноября 1996 г. Из 7 вопросов 4 были инициированы Главой государства, 3 – Парламентом Республики Беларусь. По официальным результатам референдума были поддержаны предложения Президента (о переносе Дня Независимости на 3 июля и о внесении изменений и дополнений в Конституцию) и отклонены все предложения Парламента Республики Беларусь.
Третий республиканский референдум состоялся 17 октября 2004 г. по инициативе Главы государства. По его результатам было поддержано предложение Президента о внесении изменений в Конституцию.
Таким образом, Президент играет важную роль в охране и защите Конституции, обеспечении должного исполнения конституционных положений всеми государственными органами и должностными лицами. При этом Глава государства активно пользуется предоставленными ему конституционными полномочиями в целях обеспечения в нашей стране верховенства права.
Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормотворческими полномочиями.
В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.
Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Глава государства определяет государственную политику в правовой сфере, и, как следствие, его нормативные правовые акты, издаваемые в рамках предоставленных ему полномочий, являются фундаментом для становления и развития общественных отношений.
Всего за 2010 – 2014 годы (период президентства, предшествующий нынешним выборам) Главой государства было издано 2757 нормативных правовых актов, из них декретов – 38, указов – 2718, директив – 1.
За восемь месяцев 2015 г. число изданных Президентом нормативных правовых актов составляет 317, из них декретов – 5, указов – 311, директив – 1.
Значительное количество нормативных правовых актов Главы государства объясняется необходимостью постоянно и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, не допускать правовой неопределенности, произвола и беззакония. Также необходимо противостоять отдельным негативным явлениям, зарождающимся как внутри страны, так и проникающим в нашу республику из-за рубежа.
Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.
Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности.
Так, в Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. было указано: «Основная цель социальной политики государства – благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку – это главное для органов власти».
Важной составляющей по обеспечению со стороны Главы государства защиты прав и свобод человека и гражданина выступают президентские программы. Данные документы принимаются по важнейшим социально-экономическим проблемам. Глава государства выступает инициатором этих программ, которые реализуются под его руководством.
Функции Президента в рамках обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина не сводятся только к нормотворческой деятельности.
Глава государства на основании предоставленных ему полномочий принимает активное участие в жизни народа. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных.
По инициативе Главы государства в стране проводится активная работа по дебюрократизации государственного аппарата, которая направлена на устранение излишних административных барьеров, упрощение взаимодействия власти и населения, повышение качества обслуживания граждан в государственных органах и организациях.
В настоящее время дебюрократизация приобретает всеобщий характер, проникает во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивает деятельность всех взаимодействующих с гражданами структур.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации.
Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.
Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.
Также Главой государства предпринимаются меры для обеспечения безопасности по периметру государственных границ Республики Беларусь.
Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.
Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина.
В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью.
Совпадение реальной жизни общества и конституционных норм – это важнейшее условие единства государства, общества и граждан. Подобное совпадение представляется возможным только при условии наличия сильного государственного деятеля, который не остается в стороне от происходящих изменений внутри страны и за ее пределами.
Александр Лукашенко, выступая на церемонии принесения присяги по случаю вступления в должность Президента Беларуси 6 ноября 2015 года, отметил, что экономику Беларуси в предстоящий пятилетний период предстоит поднять на более высокий уровень.