И глина в руках оживает

Одним из ярких продолжателей традиций предков является Александр Котов. Родом он из Лобжи. В 1984 г. окончил Бобруйское художественное училище по 17582специальности гончар-керамист и возвратился на малую родину. Устроился преподавателем композиции в Климовичскую детскую художественную школу, а с 2000 года и по нынешнее время он возглавляет районный Дом ремесел. Чтобы углубить свои знания в области керамики, Александр Владиленович поступил в Белорусский государственный университет культуры и блестяще его окончил.                             О том, насколько его работы являют собой образцы высокого класса, насколько они неординарны и индивидуальны, знают многие. Но настоящая оценка может быть дана только специалистами. В 2011 году Александр Котов принят в члены общественного объединения «Белорусский союз мастеров народного творчества». А это уже высокая оценка таланта, тем более, что эту оценку выносило компетентное жюри во главе с его председателем, известным мастером народного творчества Беларуси, доктором искусствоведения, Евгением Сахутой.
В поселке Глуша Бобруйского района ежегодно проходит областной пленэр по керамике и гончарству в рамках фестиваля народных промыслов и ремесел «Глушанский хуторок». В нем участвуют мастера из разных регионов Могилевщины. Свои работы на суд зрителей и жюри представляет и наш земляк Александр Котов. По итогам конкурса его ежегодно отмечают дипломами и ценными подарками. В 2011 году в Глуше он признан победителем в номинации «Лучший мастер гончарного круга».
Александр Владиленович неоднократно становился победителем республиканского смотра–конкурса методических и творческих работ среди преподавателей учебных заведений культуры и искусства.Награжден грамотой Министерства культуры Республики Беларусь.
Участник многих творческих выставок. Два года подряд он становился лауреатом Международного фестиваля Сибирской керамики. По достоинству были оценены музыкальный инструмент окарина и мелкая пластика.
Каков же путь от простой глины до готового продукта?
— Для производства обычных гончарных изделий глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде, — рассказывает Александр Владиленович. — После этого ее переминают. Эти действия необходимы для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. Основное правило доброкачественной глиняной массы — ее однородность. Сегодня готовая, очищенная глина продается в магазинах.
Чтобы изготовить посуду, нужен гончарный круг. Прежде мастер вертел его ногами. Сейчас Александр Котов пользуется электрическим гончарным кругом. Электрический гончарный круг вращается на вертикальной оси, мастер с помощью рук формирует из глины изделие. На это у Александра Владиленовича уходит обычно 15 минут. Затем наступает процесс сушки заготовки. Несколько дней посуда сохнет при комнатной температуре. Только после этого гончар приступает к процессу ее обжига в печи при температуре около 900 градусов. После обжига мастер вынимает керамику из печи и приступает к декорированию изделия.
Существует несколько старинных техник: обвар, дымление и молочение.
Обвар — болтушка из муки, в которую добавляется огуречный или капустный рассол. В этот раствор и окунаются изделия.
При дымлении неостывшую керамику складывают в емкость и засыпают плотно опилками. Через час емкость открывают и достают изделия, которые после такой обработки приобретают иссиня-черный цвет.
Молочение — это когда обожженную глину обливают молоком, дают высохнуть и снова ставят в печь, нагретую до температуры 200 градусов.
Этими техниками до сих пор пользуется Александр Владиленович.
Большую роль в творчестве Александра Котова занимает мелкая пластика — это изделия размером не более 15-20 сантиметров: баран, коник, птицы.  По словам мастера, игрушка делается просто. И, действительно, в руках Александра Владиленовича небольшой кусок глины быстро превращается в коника. Глаза, рот, грива обозначаются обычным гвоздем или стеком.
Такими вот игрушками играли наши предки. Каждый гончар возил свои изделия на рынок.
На Климовщине птица является традиционной формой глиняных игрушек-свистулек. Похожие были найдены на раскопках около реки Остер. Они использовались не только в качестве детской забавы, но и в праздничных ритуалах. Издавна считалось, что звуки, издаваемые с помощью свистулек, отпугивают нечистую силу.
Простые глиняные свистульки мастер умело превращает в более сложный музыкальный инструмент — окарину, игра на которой, считается, отгоняет злых духов и оберегает дом от негатива.
— Несмотря на то, что гончарному искусству уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды, — уверенно говорит Александр Котов.
Преподаватель по керамике старается передать ученикам свою любовь к природным материалам. Он уже обучил ремеслу Людмилу Кривцову и Татьяну Сапожкову, которые работают рядом с ним. Шесть его учащихся стали стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. А тем, кто хочет научиться гончарному делу, Александр Владиленович будет только рад. Приходите в Дом ремесел — не пожалеете.
Дарья ЭВЕРС.