Изменения в Законе «О борьбе с коррупцией»

Борьба с коррупционными проявлениями является одним из важнейших приоритетов в 17610деятельности всех государственных органов Республики Беларусь.
Наибольшее количество коррупционных преступлений, как правило, регистрируется в торговле, промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
— В нашей стране уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена 10 статьями Уголовного кодекса, санкции которых довольно жесткие, — комментирует ситуацию заместитель прокурора района Александр Земляков. — В основном они предусматривают в качестве наказания лишение свободы от 2 лет и более, а по квалифицированным составам преступлений — до 15 лет лишения свободы.
Например, за получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества. Чиновник, совершивший с использованием служебных полномочий хищение имущества в особо крупных размерах, может быть осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Вместе с тем роль наказания за совершение коррупционного правонарушения не следует переоценивать, это всего лишь один из сдерживающих факторов, обособленное применение которого не может оказать существенного влияния на результативность борьбы с коррупцией. Наказание как таковое не способно искоренить первопричину этого явления.
В большинстве случаев побудительным мотивом совершения коррупционных правонарушений является стремление получить материальную или иную личную выгоду, при наличии соответствующих условий и возможностей чиновника вступить в коррупционное соглашение без негативных для себя последствий.
В целях снижения мотивации и усиления профилактической составляющей Генеральной прокуратурой Республики Беларусь разработана новая редакция Закона «О борьбе с коррупцией», которая вступает в силу 24 января 2016 года.
В новой редакции Закона реализованы основные мероприятия, предусмотренные поручениями Президента Республики Беларусь, о противодействии коррупции.
Например, Закон содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу лиц, совершивших преступления, а также уволенных по дискредитирующим основаниям.
Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата. На руководящие должности в государственные органы и иные организации назначать лиц, которые не скомпрометировали себя совершением преступлений или иных дискредитирующих действий.
Следует отметить, что в действующем законодательстве не содержится безусловных оснований отказа в приеме на работу на руководящие должности, кроме государственных должностей. Но даже и на государственную службу могут быть приняты лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, у которых судимость снята или погашена.
Такое положение создает условия для совершения коррупционных и иных правонарушений. Имеются факты повторного совершения коррупционных и экономических преступлений лицами, ранее судимыми за аналогичные деяния, которые были после отбытия наказания назначены на руководящие должности в государственные организации и хозяйственные общества с долей государственной собственности.
В этой связи Законом предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не имеет срока давности и полностью исключает прием на государственную службу лиц, совершивших деяния указанной категории.
Основания отказа в назначении на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим основаниям, в Законе изложены в соответствии с аналогичными положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Названным Декретом определен порядок назначения на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение 5 лет после такого увольнения по согласованию с местными исполнительно-распорядительными органами.
Это предельный срок уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Думаю, что увольнение по дискредитирующим основаниям также не должно являться бессрочным основанием для отказа в приеме на работу на руководящие должности.
Конкретный перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения определен в настоящее время Декретом № 5.
Закон также предусматривает ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение.
Такие последствия могут иметь место только в случае совершения в период прохождения государственной или военной службы тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.
Это все коррупционные преступления, которые относятся к категории тяжких и особо тяжких, и, кроме того, ряд иных деяний (например, создание преступной организации, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств и иные).
Поскольку государственные служащие и военнослужащие имеют разный правовой статус и для них установлены различные условия и нормы пенсионного обеспечения, Законом предусмотрен различный механизм ограничения права на пенсионное обеспечение в случаях совершения преступлений названной категории:
— для государственных служащих — лишение права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и назначение пенсии только по возрасту;
— для военнослужащих и служащих военизированных организаций — при исчислении пенсий за выслугу лет оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому (специальному) званию «рядовой».
Принятие данной нормы будет способствовать предупреждению совершения коррупционных и иных преступлений должностными лицами, которые являются государственными служащими, военнослужащими или проходят службу в военизированных организациях. Одним из наиболее значимых стимулов прохождения указанных видов службы является право на получение более высокого размера пенсии, чем пенсия по возрасту. В настоящее время лица, имеющие право на получение пенсии за выслугу лет, не могут быть ее лишены даже в случае установления факта совершения ими тяжких преступлений. Однако лица, совершившие подобные деяния, дискредитировали себя и не должны получать пенсию за выслугу лет.
Законом вводятся нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов должностного лица, явно превышающую доходы, полученные из законных источников.
Явное превышение расходов над доходами может само по себе свидетельствовать о коррупционном поведении должностного лица, и если оно не объяснит этот факт, то должны иметься правовые основания для изъятия части его имущества или стоимости его расходов.
Борьба с незаконным обогащением государственных должностных лиц в международной практике рассматривается как важнейшее условие противодействия коррупции.
При разработке указанной нормы были учтены положения Конвенции Организации Объединенных Наций «Против коррупции», которые предусматривают введение уголовной ответственности должностного лица за значительное увеличение его активов, превышающее законные доходы, которое это лицо не может объяснить. Вместе с тем учитывалось, что большинством стран, подписавших названную Конвенцию, такая ответственность до настоящего времени не установлена, а ее введение в Республике Беларусь не в полной мере будет соответствовать принципу презумпции невиновности.
Более перспективным является изъятие незаконного обогащения в рамках гражданского судопроизводства (при отсутствии признаков состава преступления). Аналогичные подходы реализованы в законодательстве Российской Федерации.
Законом установлен механизм изъятия в порядке искового производства имущества, происхождение которого должностное лицо, занимающее ответственное положение или поступившее на государственную службу путем избрания, не может пояснить. Такой иск может быть заявлен только в случаях явного превышения расходов над доходами, которое свидетельствует о приобретении имущества в результате злоупотребления служебными полномочиями.
Под явным превышением стоимости имущества и расходов должностного лица над доходами, полученными из законных источников, следует понимать превышение, составляющее не менее 25 процентов от доходов, полученных из законных источников за отчетный период.
С целью исключения фактов ухода лиц от уголовного преследования предусматривается проведение при достаточных основаниях проверки наличия признаков состава коррупционного или иного преступления.
В случае возбуждения уголовного дела имеются все необходимые механизмы и правовые средства по установлению похищенного и незаконно добытого имущества и его изъятию. С учетом изложенного механизм изъятия незаконного обогащения будет использоваться лишь в случаях отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или прекращения производства по ранее возбужденному уголовному делу.
В Законе предусмотрена обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, предусмотренные настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Названные правонарушения являются дисциплинарными проступками, за которые наниматель должен применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом.
Закон сужает круг лиц, которым запрещено работать по совместительству в других организациях.
Согласно действующему Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» руководителям даже низшего звена запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с выполнением трудовых обязанностей. Итоги общественного обсуждения показали, что данная норма препятствует реализации законных интересов граждан, которые в свободное от основной работы время готовы дополнительно работать в других организациях.
Данное ограничение будет распространяться на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.
При реализации норм Закона ожидается усиление предупредительной функции в деятельности правоохранительных и иных государственных органов. Изменения в законодательство преследуют цель сделать совершение преступлений невыгодным, на что, в частности, направлены нормы об ограничении права на пенсионное обеспечение. Расширение сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, позволит сделать имущественное положение чиновников более «прозрачным». Также правоохранительные органы получат дополнительные возможности противодействия незаконному обогащению должностных лиц, о чем указывалось выше.