Наши земляки — создатели космической техники

Иван Прудников

Алексей Кожемяко и Виталий Маханько стали авторами книги «Они создавали 17945 17943ракетно-космическую технику», которая содержит сведения об 11 уроженцах Беларуси, стоящих у истоков освоения космических высот.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом космического корабля стал Юрий Гагарин. Это сообщение стало одним из самых значительных событий века. Юрий Гагарин пробыл в космосе 1 час 48 минут. За это время он навечно вписал свое имя в историю освоения космоса.                                                                                                   В 2016 году мировая общественность отметит 55-летие космонавтики. Отрадно, что в летопись достижений советской науки уроженцы Беларуси внесли весомую лепту.
В книге наших земляков помещены биографии и воспоминания о создателях ракетно-космической техники.
Вот что пишет Алексей Кожемяко о Виталии Маханько: «Виталий Михайлович родился в 1939 году в поселке Промышленный Кемеровской области, куда отец с семьей ездил на заработки.
В 1941 году семья вернулась на родину предков, в деревню Новый Дедин Климовичского района, и поселилась там навсегда. С тех пор и стала эта деревня главным причалом Виталия Михайловича. Там похоронено несколько поколений его предков, отец, мать и сестра. Хорошо запомнился день возвращения на родину их самих и их предков. Это произошло 22 июня 1941 года.
В 1953 году, после окончания Стародединской, тогда еще семилетней, школы поступил в Рославльский железнодорожный техникум.
Потом была работа на железнодорожной станции Барабинск Новосибирской области, служба в Советской Армии, 6 лет работы (1959-1966 годы) на Ждановском (ныне — Мариупольском) заводе тяжелого машиностроения. Сначала котельщиком, электросварщиком, потом технологом, конструктором. Там же окончил металлургический институт.
В 1967 году принят на работу в должности инженера-конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения. Так называлась тогда Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева. Там проработал более 33 лет до увольнения на пенсию в 2001 году. Имеет 9 изобретений в области ракетно-космической техники. Причастен к конструированию лунного корабля «Энергия», «Буран», космической станции «Мир» и других аппаратов.
С ним лично знаком давно. В нем больше всего нравится привязанность к родителям и родственникам, праху и памяти предков, ко всему, что под небом родного края.
Увлекается краеведением. Активно сотрудничает с краеведами Климовщины и соседнего Шумячского района…
Он вынужден, бывает, и теперь проходить с рюкзаком семь километров — от шоссе Москва-Варшава до Нового Дедина, что у самой границы с Россией.
Радует его трудолюбие, настойчивость, выносливость. Он до сих пор обрабатывает земельный участок матери. Ухаживает за садом. Держит пчел. Постоянно работает за письменным столом. Такой он, наш земляк, бывший ведущий инженер-конструктор ракетно-космической техники Виталий Михайлович Маханько. Проживает в городе Москве, зимою и летом — в Новом Дедине».
Сам Виталий Маханько поместил в книге свои воспоминания «Горжусь земляком и желаю», где он рассказывает о другом нашем талантливом земляке Иване Прудникове: «Хорошо помню: в 1967 году я с великим волнением прошел «вертушку» проходной известного теперь на весь мир предприятия с названием «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева». До меня и при мне не раз менялось его название, но постоянно росли его значимость и слава, объем и качество изделий.
Тогда перед проходной не знал, чем буду заниматься за высоким забором. Мне было 28 лет. Имел 5-летний стаж работы конструктором. Влекла конструкторская деятельность. Возраст, производственный и жизненный опыт давали надежду, что сбудется мое желание.
Первые три дня со мной беседовали руководители разных подразделений. Понимаю, что они подбирали нужных им специалистов. Я им говорил о своем желании. Общий язык нашли с Иваном Ерофеевичем Лубенцом, начальником сектора проектно-конструкторского отдела по разработке лунного корабля. Он стал моим непосредственным начальником. Помню, будто вижу и слышу его, уже в пенсионном возрасте, худенького, ниже среднего роста, но энергичного, общительного, остроумного. Видно было, что он прочел мои документы и помнит мой трудовой путь. Он предлагал мне должности. Я согласился и спросил: «А можно ли у Вас сделать что-то интересное?» Он оживился, изменил тон, уверенно и громко ответил: «Можно!» и принял меня на работу по созданию лунного корабля. Позже узнал, что он прежде был главным конструктом Тульского оружейного завода. Стал начальником сектора, назначен с понижением. Выбор он сделал сознательно. Там я вскоре познакомился с начальником отдела Иваном Савельевичем Прудниковым. Он был известным и уважаемым человеком на предприятии: доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, орденоносец. Правда, о том, что он земляк, и от его родной Папоротки и до моего Нового Дедина рукой подать — 8 километров, узнал позже.
Вспоминая то время и встречи с Иваном Савельевичем, все больше убеждаюсь, что первые добрые впечатления сохранились до сих пор.
Он — интеллигент в первом поколении, но стал интеллигентом в полном смысле слова. Интеллектуал. Талантливый конструктор и проектант. Хороший организатор, обаятельный и обязательный человек.
Много лет я проработал в отделе под его руководством. Для меня те годы были периодом становления и началом как конструктора ракетно-космической техники. Теперь считаю, что мне повезло с выбором профессии и в том, что работал в отделе Ивана Савельевича.
От сотрудников слышал, что его высоко ценил и уважал С.П. Королев. В свое время он был самым молодым из руководителей такого ранга.
Сергей Павлович был его научным руководителем при подготовке кандидатской диссертации. Они жили в одном доме. Их квартиры были рядом, на одной площадке.
Ни в те годы, ни после не слышал о нем и о С.П.Королеве ничего плохого. Это убедительное свидетельство их авторитета как руководителей и личностей. Не многим удается такое. Ведь на Руси ко всем бывшим руководителям относятся без прежнего угодничества и лести, смелее и чаще чернят.
В отделе Ивана Савельевича было 250 сотрудников. В основном конструкторов и проектантов. Почти все они с высшим образованием. Он всех их знал в лицо. С каждым находил тему и тон беседы. Умел подобрать подходящие слова, чтобы быть правильно понятым. Сам умел выслушать и понять собеседника. Всем помогал. Всех поддерживал и вдохновлял. Производственные совещания проводил четко, без многословия и митинговщины. Заботливо относился к заботам и нуждам подчиненных.
У нас тогда была традиция — по праздникам проводить свои «огоньки». Он и там оставался душой коллектива. И там проявлялась его активная жизненная позиция, общительность, тактичность. Он часто исполнял народные песни. До сих пор помню те вечера и как он пел: «Распрягайте, хлопцы, конив». Вспоминаю и будто вижу и слышу его. После его ухода из отдела ничего подобного не проводилось.
Иван Савельевич ко всем относился ровно, объективно. Никогда не допускал грубости. У него ни с кем не запутывались отношения. В отделе никогда не было конфликтных ситуаций.
Он увлекался работой. Понятно и убедительно объяснял ее значимость, престижность и новизну. Поэтому не один я, но многие сотрудники отдела думали о ней не только в рабочее время и на рабочем месте, но до и после нее и в любом месте. При этом была уверенность в том, что решаю задачу, которую никто прежде не решал, что причастен к великому событию вселенского масштаба. Была надежда на успех личный и коллектива.
Пожалуй, только теперь понял, что у него была своя продуманная и выверенная практикой система мер по организации работы коллектива. И эта система обеспечила слаженную и результативную работу. Очевидно, сказалась и школа С.П.Королева.
Он помнил много людей по фамилии, имени и отчеству. Создалось впечатление, что он навсегда запоминал всех, с кем ему приходилось знакомиться и беседовать. Всех подчиненных и смежников называл по имени и отчеству. Это свидетельствовало не только о его хорошей памяти, но и внимании, уважительном отношении к окружающим людям.
Во время бесед о детстве и юности, особенно после ухода его на пенсию, он всегда хорошо отзывался о родной Беларуси, считал себя ее сыном. На титульном листе своей рукописи «От Папоротки до космических высот» он написал: «Родным краям Беларуси от благодарного сына. И. Прудников 12.04. 2001 года».
У него в последние годы жизни было сильное желание побывать на малой родине, в местах, где похоронены предки. Не смог этого сделать. Болела жена, она нуждалась в его постоянном уходе. Когда остался один, годы скоро отняли силы. Он умер 20 апреля 2005 года. Похоронен в городе Королеве Московской области».
Это теперь есть возможность рассказать о создателях советской ракетно-космической техники. Раньше любая подобная информация была засекречена. Думаю, что, прочитав книгу, земляки будут горды тем, что в числе создателей самой главной сенсации прошлого столетия есть и уроженцы Климовщины.
Подготовил
Никифор МИНЧЕНКО.