Хотовиж: деревня у двух рек

Речь идет о двух реках: Сосновке, которая делит населенный пункт на две части, и Остре.
Расположена деревня в Домамеричском сельском Совете. Известна с 18 века. Около Хотовижа, в урочище Курганне, сохранился курганный могильник, который принадлежал радимичам и датируется 10-13 веком. С другой стороны, около дороги в Пеньковку, расположен второй курганный могильник, а на восточной окраине есть еще один. Эти археологические памятники свидетельствуют о заселении местности в далекой древности.
Достоверно известно, что в 1771 году владел местечком помещик, фамилия которого, к сожалению, не известна. В 1780 году насчитывалось 50 хозяйств с 339 жителями. После прокладки в 1851 году Московско-Варшавского шоссе в местечке разместилась почтовая станция, в которой имелось 12 лошадей. Через десять лет в местечке основан винокуренный завод, на котором работало 12 человек. Имелись школы грамоты, деревянная церковь. Хозяин имения имел в 1879 году 3530 десятин земли, круподерку (небольшое предприятие по очистке и переработке зерна в крупу), мельницу, винокуренный завод и корчму.
В 1880 году Хотовиж становится центром волости. Кроме земледелия местные жители занимались кузнечным и отходными ремеслами.
К 1926 году в местечке насчитывалось 41 хозяйство, 320 жителей, а в одноименном селе, что находилось за рекой, — 133 хозяйства, 859 жителей. В конце 1930-х годов местечко и село стали одним населенным пунктом и центром сельского Совета (по 1960 г.).
В июле 1929 года организован колхоз «Пролетарская свобода», который спустя три года объединял 102 хозяйства, имел 809 гектаров пашни. Работала колхозная кузня и шерсточесалка.
Во время Великой Отечественной войны с июля 1941 года по 28 сентября 1943 года Хотовиж оккупирован немцами. В августе 1941г. около деревни вела оборонительные бои 6-я стрелковая дивизия. В 1967 г. в центре деревни установлен обелиск в память о 288 земляках — уроженцах Хотовижского сельсовета, которые погибли на фронте.
Сейчас в Хотовиже насчитывается 55 домов со 128 жителями. Самая молодая жительница — десятилетняя Алина Перемото, а долгожитель — 90-летняя Вера Евтиховна Шашенько.
В 2012 году по итогам районного конкурса «Лучшее ветеранское подворье» лучшим признано подворье хозяев Людмилы и Михаила Хобиных из д. Хотовиж.                                                          18698Василия Ивановича Ещенко (на снимке) жизнь побросала по свету. В молодые годы работал строителем в Минске. Был одним из тех, кто восстанавливал знаменитый Дом Правительства. Но, побывав в разных краях, все-таки вернулся на малую родину, где живет и трудится уже полвека.
— В 60-70-е годы 20-го века Хотовиж был большой деревней. Жили дружно. Наш колхоз «Серп и молот» всегда был инициатором и организатором праздников на селе. Мне, например, запомнились маевки, где всегда было интересно и весело. Сам я работал в колхозе заведующим мастерскими. Средняя зарплата составляла около 150 рублей. У механизаторов в то время были большие нагрузки, да и техника тогда попроще была, зерновые убирали «Нивы» и «Колосы». Распространен был в Хотовиже обряд «Закліканне дажджу» (плугом «пахали» реку), в котором участвовали и мужчины, и женщины.
Дети Василия Ивановича — сын Владимир и дочери Галина и Валентина — живут с пятью внуками в столице. Но отца и деда не забывают — приезжают на разные сельскохозяйственные работы, помогают ремонтировать дом, благоустраивать придомовую территорию.
Еще Василий Иванович рассказал, что до войны в Хотовиже была большая и красивая церковь Святого Духа, действовал православный приход, к которому относились селения Ганновка, Пеньковка, Ходунь и Хотовиж. До Великой Отечественной войны в Хотовиже проживало около 40 еврейских семей и 7 многодетных цыганских семей. И улицы носили соответствующие названия: Цыганская, Еврейская. Евреев и цыган не стало в 1941 году: их расстреляли фашисты.
Интересный факт: издавна в Хотовиже жителей чаще называли по прозвищам, чем по данным, записанным в ЗАГСе и похозяйственных книгах сельского Совета.
Добрые, гостеприимные люди, уникальный природный ландшафт, образованный реками Сосновкой и Остром, а также лесными массивами — эти факторы притягивают к Хотовижу Василия Ивановича и его земляков. Особенно интересно в этом плане урочище Белая Грива (1км на берегу Остра), славившееся ранее удивительным белым песком, где так любили отдыхать местные жители.
Кстати, несколько лет назад около Хотовижа проводились археологические исследования под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры археологии и специальных исторических дисциплин МГУ имени А.А.Кулешова Александра Колосова. Была обнаружена стоянка, датируемая мезолитическим временем (8-6 тыс. лет назад). В древности здесь велась обработка кремня.
Сегодня в Хотовиже есть небольшой магазин, работает фельдшерско-акушерский пункт, обеспечено социальное обслуживание граждан.

18699Житель деревни Григорий Зуев со своей супругой Антониной Петровной многое рассказали о населенном пункте.
Сам Григорий Прохорович когда-то окончил четыре класса местной школы.
— Затем за знаниями ходили пешком в соседнюю деревню Ходунь, — вспоминает мужчина. — Четыре километра и в снег, и в дождь. Учились мы с удовольствием.
После школы Григорий Зуев обучался в Климович ской школе механизации. Трудовую деятельность начал на родине, в колхозе «Серп и молот». Механизатор был на хорошем счету у руководства. Затем была служба в армии и снова родное хозяйство. Сюда же приехала по распределению и будущая супруга. Работала Антонина Петровна в колхозе экономистом. Трудовой стаж женщины составляет пятьдесят лет.
— Наш колхоз был передовым в районе, — говорит Антонина Зуева. — Руководил им Дмитрий Шамрицкий.
— При нем не только хорошо трудились, но и весело отдыхали, — продолжает рассказ Григорий Зуев. — Зажинки, дожинки, маевки, различные праздники всегда проходили шумно и с задором. Приезжали различные артисты. Выступали в клубе и даже в поле. Пригонят телегу, раскроют борта, красиво ее украсят — ну чем не сцена? Причем все праздники проходили за счет колхоза.
— Все сельчане любили ходить в клуб на танцы и концерты, — рассказывает Антонина Петровна. — Однажды организовали воскресник в хозяйстве, а на вырученные деньги руководство подарило клубу новенький радиоприемник «Родина». Было это где-то в 1966 году.
Сейчас клуб также действует, работает в нем Людмила Исакова. Организует концерты.
— К нам даже артисты из райцентра приезжали, — хвалятся супруги Зуевы.
Не меньшей популярностью у сельчан пользовалась библиотека. Долгое время в ней работала Лидия Ерошенко. Сейчас такового культурного учреждения в деревне нет, но центральная районная библиотека организовала работу библиобуса. Теперь Ольга Башкардина регулярно бывает в Хотовиже.
Родом из Хотовижа полковник Степан Федорович Зуев. Служил и проживал в Барановичах, но свою родину не забывал. Когда он приезжал на «Волге» с личным шофером, сбегалась вся детвора. Тогда такой автомобиль был диковинкой для сельчан. Взрослые же вели беседы с таким уважаемым для них человеком.
Главным смыслом тогдашней сельской жизни была работа и семья. Кстати, супруги Антонина и Григорий Зуевы в следующем году отметят золотую свадьбу. За свою совместную жизнь они вырастили и воспитали двоих сыновей. Алексей проживает в Могилеве, а Геннадий в Кричеве. У Антонины Петровны и Григория Прохоровича уже трое внуков и правнучка.

18697Коренной жительнице Хотовижа Елене Аврамовне Алексеенко (на снимке) хорошо запомнился период Великой Отечественной воны. К этому времени девочка окончила три класса. На фронт ушел отец, оставив в доме супругу с тремя детьми и мать. Это был последний раз, когда Елена Аврамовна видела своего отца — веселого, неунывающего, обещавшего обязательно вернуться.
Когда пришли немцы, жители деревни выкопали за домами траншеи и наблюдали.
— Фрицы шли со стороны Ганновки, — рассказывает Елена Алексеенко. — Солдаты строем двигались по деревне, за ними следовала военная техника. Заселились враги в лучшие дома, а жителям пришлось ютиться у родственников. В нашем доме также разместились немецкие солдаты, а нам пришлось перебраться в старенький дом дедушки.
Немцы сильно не свирепствовали. Нехорошие воспоминания остались у женщины о полицаях. Они сами докладывали немцам о посторонних людях, евреях. Забирали продукты.
В начале войны всех евреев деревни отправили в Кричевский лагерь. По дороге четверо из них сбежали. Полицаи же их арестовали и отдали на расправу немцам.
— Мы с ровесниками наблюдали, куда повели евреев и двоих военнопленных, — говорит женщина. — Затем со стороны леса мы услышали выстрелы.
При отступлении немцы собрали всех жителей деревни и хотели их согнать в сарай.
— Но нам повезло, — вспоминает Елена Аврамовна. — Я тогда на руках несла ребенка тети, а та сушеный хлеб. Бросив провизию, женщина взяла на руки малыша. Увидев эту картину, один из немцев подошел к нам и сказал мне забрать ребенка, а тете — хлеб.
Оккупанты под конвоем повели пленников дальше. Вечером добрались до соседней деревни. Людей построили в два ряда и уже собрались расстреливать. Но тут прискакал немецкий всадник и отдал какой-то приказ. Людей снова повели вперед. Остановились в деревне Зарубец.
— Нас было 20 человек, — продолжает Елена Алексеенко. — Кругом свистели пули и рвались снаряды, а мы сидели в окопе. Скорее всего это была передовая. Прошло два дня. Немцы забыли про нас. Ночью мы услышали русскую речь — это были советские разведчики.
После освобождения в деревне осталось только 10 домов и 4 бани — остальное фашисты сожгли. В доме Афанасии Трофимовны Ещенко (матери Елены Аврамовны) разместилось правление колхоза. Зимой сельчане валили лес, а весной приступили к строительству домов. Все это время жили в землянках, сараях и банях. У кого были родственники в соседних деревнях — перебрались на зиму к ним.
Нелегко было семье Ещенко в послевоенные годы. Нужно было сдать налоги: 45 рублей, 40 килограммов мяса и 75 яиц. Приходилось держать хозяйство. А без мужчины в доме было тяжело. Школу Елена Аврамовна не закончила — пошла работать на железную дорогу. На железнодорожной станции «Звезда», что не далеко от деревни, участвовала в замене рельс и шпал. Затем на шоссейной дороге трамбовала гравий. Работала на силикатном заводе, на стройке в Минске, на велозаводе. В 1957 году Елена Алексеенко вернулась в Хотовиж. Вышла замуж за односельчанина. Родила троих детей.
Сейчас женщина вспоминает молодость, праздники. В свободное время смотрит телепередачи о войне.
— Мне хоть и больно в душе, но я люблю военные фильмы, — говорит моя собеседница. — Я ведь застала этот период истории, да и старики многое рассказывали.
Напоминанием о военных действиях в центре деревне стоит обелиск, а на окраине еще один — в память о расстрелянных 150 евреях. Сельчане чтят память земляков и на все праздники приносят к обелискам цветы.
Игорь Ковалев, Дарья Эверс.
Фото Дмитрия Малюгина.