Малышам о безопасности

19006Как вызвать интерес у детей дошкольного возраста к сложным, но столь необходимым истинам, связанным с безопасностью жизнедеятельности? Ребята с самого раннего возраста должны четко знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Это касается всех сфер жизни маленького человека — быта, игры, движения. Прямой обязанностью каждого родителя является обучение малыша основам безопасного поведения.
Дошкольное учреждение дополняет и закрепляет полученную ребенком информацию. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Организовать ее надо так, чтобы мальчикам и девочкам было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенными от различного рода неприятностей.
19004В групповых помещениях детского сада созданы «Уголки безопасности». Их оформление не занимает много времени, а польза — очевидна. Дети, имея перед собой такое наглядное пособие, волей-неволей запоминают прописные истины. Яркие наглядные пособия, дидактические игры, другие обучающие атрибуты, а также интересные сюжеты, разыгрываемые на тему пожарной безопасности, поделки, сделанные руками педагогов и родителей, рисунки детей позволяют нашим воспитанникам осознать всю серьезность и опасность многих жизненных ситуаций.
Большой интерес вызывает работа детей и воспитателей в отдельно созданной комнате по пожарной безопасности.
Здесь малыши знакомятся с историей и техникой спасательной службы, повторяют и закрепляют правила безопасности. Руками педагогов и родителей созданы прекрасные куклы, дидактические игры, поделки, атрибуты, отображающие профессию спасателя-пожарного. Это и спасательные жилеты, каски, пожарные рукава, специальные машины. Причем экспонаты можно трогать и рассматривать, мы разрешаем даже взять их домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. 
Для воспитателя подобран и систематизирован методический материал. Это нормативно-правовые акты, примерные конспекты занятий, художественная и методическая литература, сюжетные картинки, плакаты и листовки, DVD-диски с видеофильмами и обучающими роликами по пожарной безопасности.
В нашей комнате есть настоящая диспетчерская, где дежурный принимает вызовы, отслеживает сложившуюся ситуацию в городе и области.
Макет пожарного щита позволяет знакомить детей с названием и назначением, порядком расположения предметов на щите, расширяет знания ребят о действиях при пожаре.
Созданная коллекция спецтехники помогает понять ребенку предназначение каждой из машин. Каждый воспитанник может почувствовать себя настоящим пожарным, примерив каску и жилет, ребята охотно фотографируются во весь рост у макета спасателя.
Полученные на занятиях знания по основам пожарной безопасности закрепляются в рисунках и поделках детей. Как правило, это совместные семейные проекты. С воспитателями ребята делают календари по пожарной тематике. Дидактическая игра для мальчиков и девочек «Волшебные часы 101» позволяет сформировать представления детей об истории возникновения пожарной службы, знакомит их с предметами прошлого, формирует уважительное отношение к профессии пожарного-спасателя.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет мини-уголок книги. Через сказки, рассказы, стихи, загадки малыши расширяют свои знания по основам безопасной жизнедеятельности. Герои произведений часто попадают в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью, просят научить их тому, чего не знают или не умеют. Ребята охотно помогают сказочным персонажам. Так, через игровые занятия, мы помогаем нашим воспитанникам усвоить основы безопасного поведения.
Людмила МИНЧЕНКО,
заведующий яслями-садом № 3 «Елочка».