За безопасность — вместе

18970На селе у многих во дворе собака чуть ли не в полроста человека. Порой на входных дверях наблюдаем по два замка. Понятно: люди оберегают, как могут, свое имущество от грабителей — ведь все немалую копейку стоит. При этом у некоторых в доме печка вся трещинами пошла, электропроводка на ладан дышит. Одним словом, до беды — один шажок. Получается: у людей на лишний замок и на еду большому псу деньги находятся, а на ремонт печного отопления и покупку новой проводки — нет. И как тут не вспомнить извечное народное: после вора стены останутся, а пожар все с собой унесет. И унесет, если не перестанут сельчане надеяться на «авось».

В ходе очередного рейда (в рамках акции «За безопасность вместе», которая проходила на территории района с 17 октября по 11 ноября) государственный инспектор Климовичской инспекции Энергонадзора РУП «Могилевэнерго» Сергей Цитович, инспектор инспекции надзора и профилактики Климовичского РОЧС Евгений Ермоченко и автор этих строк посетили некоторые домовладения в деревне Борисовичи.
На пороге первого дома нас встретил мужчина. Сказал, что живет один, как может, сам порядок в жилище поддерживает. К тому, что мы позже увидели, слово «поддерживает» подходит как нельзя лучше: электропроводка в кухне износилась, он ее «поддержал» — изолентой обмотал, да и то не полностью, кое-где оголенные провода видны. Государственный инспектор Энергонадзора сразу же выдал документ о запрещении эксплуатации электропроводки в кухне жилого дома.
— Неисправная проводка приводит к короткому замыканию, от него чаще всего и возникает возгорание, — разъяснил хозяину дома возможные последствия выявленного нарушения Сергей Цитович. — В нормальном режиме работы ток в проводке между фазным и нулевым проводами протекает через нагрузку, которая этот ток ограничивает на безопасном для проводки уровне. При разрушении изоляции ток протекает, минуя нагрузку, сразу между проводами. Вот вам и контакт, который называется коротким, поскольку происходит помимо электроприбора. Результат — расплавившиеся провода сжигают изоляцию, в разные стороны летят искры, брызги раскаленного металла. И если в это время рядом окажутся воспламеняющиеся предметы, то жди пожара.
Домовладелец внял предупреждениям государственного инспектора Энергонадзора и пообещал заменить электропроводку. Сказал, что займется этим уже на следующий день, заодно поменяет и распаячные коробки. Они, кстати, на момент рейда были открытыми, что по правилам пожарной безопасности и правилам электробезопасности недопустимо.
В этом же доме инспектор ИНиП РОЧС Евгений Ермоченко рекомендовал хозяину поменять элемент питания в автономном пожарном извещателе, ведь без батарейки нет смысла держать АПИ в доме. В случае задымления помещения он сигнала давать не будет, а значит, не предупредит о начинающемся пожаре.
Зашли в дом к 81-летней женщине. В жилых помещениях инспекторов Энергонадзора и РОЧС ничего не смутило. Автономные пожарные извещатели — в рабочем состоянии, электропроводка — в норме. Есть, правда, небольшая трещина в печи, но бабушка сказала, что сегодня же ее замажет. А вот с тем нарушением, которое представители контролирующих огранов выявили в хозяйственных постройках, пожилой женщине самостоятельно точно не справиться. Дело в том, что если в доме с электрохозяйством все замечательно, то в сараях — беда-бедой. Электропроводка старая-старая, выполненная еще при царе Горохе. Со временем изоляция этих проводов просто высохла, растрескалась и осыпалась. Кто-то бабушке решил модернизировать электросеть, пользуясь подручными средствами. В итоге получилось — «скрутка» на «скрутке», а между ними отрезки проводки весьма сомнительного происхождения. Одним словом, оказали пожилой женщине медвежью услугу.
Сергей Викторович Цитович выдал документ о запрещении эксплуатации электропроводки, питающей хозпостройки.
В следующем домовладении, куда зашли с проверкой, тоже без нарушений не обошлось. Начну с того, что здесь давно нужно было бы прибраться. В доме живут две женщины. Правда, одна из них — пожилая, со слабым здоровьем, но вторая (ее дочь) — вполне трудоспособного возраста. В комнатах — полный бардак. Возле печи настоящий склад из мешков, старой и новой посуды, тряпок и всего, что жаль выбросить. А еще рядом с большой, добротной печью расположилась маленькая металлическая печурка с полностью деформированным корпусом. Хозяйки уверяли, что эту печурку не эксплуатируют. Возможно, это и так. Но факт остается фактом — труба металлической печи выведена в дымоход основной отопительно-варочной печи. А так быть не должно. Инспектор ИНиП РОЧС Евгений Ермоченко настоятельно рекомендовал убрать металлическую печь и привести в надлежащее состояние дымоход.
В этом же доме Сергей Цитович выдал хозяйкам документ о запрещении эксплуатации электророзетки, на которой на момент проверки не было защитного корпуса.
В заключение хочу еще раз всем напомнить: все нормы и правила пожарной и электрической безопасности написаны человеческими жизнями, и любое нарушение этих норм рано или поздно может сыграть с беспечными людьми злую, роковую шутку.
Вероника ЛЕВИТ.