В центре внимания — несовершеннолетние

За первое полугодие 2017 г. на территории  района лицами, не достигшими 18-летнего возраста, было совершено 3 преступления, что на 2 преступления больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1 преступление).
Также в районе отмечается рост удельного веса преступлений несовершеннолетних в общей структуре преступности — с 1,5% до 6,4%.
В текущем году произошел рост преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе групп — с 0 до 1. Два преступления совершены лицами, обучающимися в учреждении образования района, что позволяет сделать вывод о проблемах в проведении профилактической работы с несовершеннолетними в данном учреждении.
За первое полугодие 2017 г. в сравнении с аналогичным периодом 2016 года произошло уменьшение с 52 до 39 количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к административной ответственности. Уменьшилось количество правонарушений, к ответственности за которые привлечены родители несовершеннолетних, т. е. совершенными несовершеннолетними в возрасте до 14 лет (с 21 до 3).
В первом полугодии сократилось количество фактов совершения несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к административной ответственности, правонарушения, предусмотренного ст.17.3 КоАП Республики Беларусь с 24 в 2016 году до 18 в 2017 году.
Не было фактов совершения несовершеннолетними уничтожения либо повреждения имущества, мелкого хищения и причинения легких телесных повреждений.
В первом полугодии 2017 года сократилось количество совершенных несовершеннолетними фактов мелкого хулиганства до 7 (в 1 полугодии 2016 г. — 11). Однако увеличилось количество нарушений несовершеннолетними Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств с 12 до 14. Увеличение количества фактов совершения несовершеннолетними правонарушений в состоянии алкогольного опьянения свидетельствует о том, что проводимая в районе работа по предупреждению пьянства среди лиц, не достигших 18 лет, в целом является малоэффективной, по-прежнему вызывает обеспокоенность и требует повышенного внимания и принятия дополнительных мер со стороны всех субъектов профилактики.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения работниками ИДН законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Установлено, что проводимая сотрудниками ИДН с подростками индивидуальная профилактическая работа не предусматривает всего комплекса мер, направленных на свое-временное выявление и устранение причин, способствующих совершению преступлений и, в основном, сводится к проведению ежемесячных бесед по месту жительства и учебы, профилактическое воздействие которых невелико.
По результатам проверки прокурором района в Климовичский РОВД внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при привлечении обязанных лиц к административной ответственности по ст. 9.27 КоАП Республики Беларусь. По результатам проверки прокурором района в Климовичский РОВД внесено представление об устранении и недопущении впредь нарушений ведения административного процесса.
Прокуратурой района с привлечением специалистов РОЧС и райЦГЭ проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей в учреждениях дошкольного образования района. По результатам проведенной проверки прокурором района начальнику отдела образования, спорта и туризма Климовичского райисполкома внесено представление об устранении нарушений.
Также прокуратурой района в комиссии по делам несовершеннолетних Климовичского райисполкома (далее — КДН) проведена проверка соблюдения законодательства об административных правонарушениях при привлечении несовершеннолетних к административной ответственности.
Выявлены нарушения норм Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, допущенные должностными лицами комиссии при ведении административного процесса. По результатам проверки прокурором района заместителю председателя райисполкома внесено представление об устранении нарушений.
За 1 полугодие 2017 года на заседаниях КДН рассмотрено 27 несовершеннолетних и 7 семей, находящихся в социально опасном положении (СОП).
По состоянию на 01.07.2017 в районе на учете состоит 92 несовершеннолетних из 43 семей (2016 г. — 96/43), признанных находящимися в СОП. Всего за 6 месяцев 2017 года учреждениями образования района поставлено на учет 39 детей из 16 семей, признанных находящимися в СОП, сняты с учета 55 детей из 26 семей, в том числе в связи с улучшением обстановки в семье — 38 детей из 17 семей. Признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны 5 несовершеннолетних из 3 семей.
Всего за истекший период 2017 года судом Климович-ского района лишен родительских прав 1 родитель в отношении 1 ребенка (за аналогичный период 2016 года — 1/1). В биологическую семью возвращено 3 несовершеннолетних.
На учете в отделе образования, спорта и туризма по состоянию на 01.07.2017 состоит 80 несовершеннолетних, из них 34 ребенка воспитываются в опекунских семьях, 39 детей — в 25 приемных семьях и 7 детей в детском доме семейного типа.
По состоянию на 01.07.2017 в районный бюджет обязан возмещать расходы 71 родитель, из них работают в организациях Климовичского района 37 (далее — обязанные лица).
За время действия Декрета №18 на расчетный счет отдела образования, спорта и туризма с родителей взыскано средств на сумму 543 207,99 рублей, что составило 55,1% от начисленного (985 460,36 рублей). За аналогичный период 2016 года — на сумму 369 480,2 рублей, что составило 54,6%.
Задолженность родителей на 01.07.2017 в районный бюджет составляет 466 454,72 рублей.
Одной из причин неполного возмещения государству обязанными лицами расходов по содержанию детей, наряду с совершением ими значительного числа прогулов, является невысокий размер их заработной платы, особенно в аграрном секторе.
Повышению результативности работы по возмещению расходов препятствуют нежелание обязанных лиц работать, многочисленные нарушения ими трудовой дисциплины, злоупотребление алкогольными напитками и антиобщественный образ жизни.
В системе работы с обязанными лицами особого внимания требует вопрос эффективности участия в ней специалистов наркологической службы по организации лечения обязанных лиц от алкогольной зависимости.
В полной мере не используется нанимателями стимулирование и поощрение членов трудовых коллективов за результативность воспитательно-профилактической работы с обязанными лицами, потенциал профсоюзных организаций, общественных формирований и объединений, идеологических и кадровых служб организаций.
Продолжают иметь место случаи несвоевременного перечисления организациями в районный бюджет средств на содержание детей (ГУКДСП «Климовичская ПМК № 256», ГУКДП «Климовичская ДСПМК-9), что негативно отражается на общем проценте возмещения указанных средств.
За 1 полугодие 2017 года в Климовичский РОВД от нанимателей поступило 205 сообщений в отношении обязанных лиц, уклоняющихся от возмещения расходов, что на 64 сообщения меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года — 141. По материалам проверок вынесено 1 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в отношении 4 обязанных лиц возбуждены уголовные дела по ст.174 УК за уклонение от возмещения расходов, 52 обязанных лица привлечены к административной ответственности за уклонение от трудоустройства, 3 обязанных лица на основании решений суда района направлены в лечебно-трудовой профилакторий.
Наталья Гапеева,
старший помощник прокурора Климовичского района, юрист 1 класса.