Жизнь на самом «дне»

Однажды, после публикации материала о результатах проведения очередного рейда с работниками РОЧС, инспекции Энергонадзора, ПУ «Климовичигаз» по профилактике пожаров в частном секторе, в редакции райгазеты раздался звонок. Мужчина на том конце провода требовал автора публикации.
Уточню, что он проживает в другом городе и даже в другой области. А возмутило и, я бы даже сказала, разозлило его то, что в материале указаны нарушения, выявленные в ходе обследования домовладения его тещи и тестя, проживающих на территории нашего района. Замечу, фамилий и имен я не называла, да и в объектив моей фотокамеры те пожилые люди тоже не попали. Были описаны только факты: ветхая электропроводка, скрутки и захламленность жилых помещений. Правда, в материале я позволила себе обратиться к внуку пенсионеров, который проживает с ними, мол, помоги бабушке и дедушке, у которых уже здоровье совсем слабое, прибраться. Призвала немного его к совести. Считаю, что палку ни в чем не перегнула. Все в рамках разрешенного. Но дело не в этом — дело в другом. Несмотря на отсутствие любых данных о тех гражданах, они себя в материале узнали. Родственникам пожилых людей стало стыдно. На поверхности оказалось то, что скрывалось. С тем мужчиной — зятем пенсионеров — у нас был долгий и серьезный разговор, в конце которого он пообещал, что обязательно вместе с женой приедет в Климовичи и приведет в доме тестя и тещи электропроводку в порядок, а также накажет сыну вынести из комнат весь хлам. Он понял, что на страницах районной газеты мы поднимаем проблемы не для того, чтобы высмеять или унизить людей, а для того, чтобы до них и их близких достучаться. Ведь проблемы сами собой не решатся. А на кону человеческая жизнь.
Та публикация получила резонанс. И это отлично. Именно для этого работники районной газеты участвуют с представителями контролирующих служб в рейдах. Журналисты борются с правонарушениями единственным им ведомым способом — словом.

А сейчас речь пойдет об очередном рейде, вернее, о том, что инспектор инспекции надзора и профилактики РОЧС Ярослав Гомолко выявил в ходе его проведения.
До отопительного периода остались считанные деньки. Работники РОЧС ужесточают контроль за соблюдением домовладельцами правил пожарной безопасности. В первую очередь посещают дома, в которых проживают граждане, относящиеся к так называемой группе риска — это многодетные семьи, престарелые и одиноко проживающие люди, а также социально-неблагополучные.
Сегодня, в большинстве своем, мы будем говорить о последних. Ведь в районе немало неблагополучных домов и квартир, где можно лицезреть современную интерпретацию пьесы Горького «На дне». Льется там рекой самопальная водка и дешевое плодово-ягодное вино, в сигаретном сизом тумане о несчастном житье-бытье хриплым голосом вещают те, кому и терять сейчас, в общем-то, нечего, кроме собственной жизни. Хотя и на эту жизнь им, скорее всего, наплевать. А представители контролирующих служб продолжают бороться и за их жизнь, и за порядок. Ведь от малейшей искры лачуги-притоны, забитые грудами тряпья и другого хлама, вспыхивают, словно спички… Беда близко, совсем близко…
Заходим во двор дома пенсионерки, проживающей по ул. Советской. Доски, бревна, старые разваленные кресла, пустые бутылки и куча бытового мусора — все это удивительным образом вмещается на небольшом пятачке земли. Хотя пройти беспрепятственно к дому проблематично, того и смотри споткнешься и ноги-руки сломаешь. Уже в коридоре чувствую, как каблуки туфель впиваются во что-то мягкое. Смотрю вниз — грязь, много грязи. В жилых комнатах не лучше, я бы даже сказала — хуже. Чего там только нет: банки-шклянки, очистки, отходы, помои, тряпки, грязная посуда… Перечислять можно долго.

Жизнь  на самом  «дне» Жизнь  на самом  «дне»
— Сколько можно с вами бороться, сколько раз говорили вам: освободите дом и двор от хлама, наведите порядок! — обращается к домовладелице Ярослав Гомолко.
— Да я недавно полы помыла, — перебивает инспектора ИПиН РОЧС пенсионерка.
Полы мыла? А тогда что под ногами? В чем вязнут каблуки туфель? Слов нет. Одни эмоции.
В дом зашел мужчина. Оказывается, это сын нашей героини. С порога начал кричать на мать, мол, ты во всем виновата, тянешь в дом что ни попадя. Сразу вопрос: а он сам почему не может провести уборку? На вид вполне здоровый мужик, хотя на лице читаются явные признаки злоупотребления спиртным. И этот последний факт многое объясняет.
И здесь не грех навести объектив фотокамеры на лица. К черту этику. Ведь им позволяет их этика жить, простите, на помойке. Им позволяет их этика каждый день подвергать опасности жизнь и имущество соседей! В чем виноваты те, кому «посчастливилось» жить рядом с нечистоплотными плюшкиными? Ведь для того, чтобы неблагополучный дом заполыхал синим пламенем, достаточно одной искры. Хлам в доме и возле дома будет только способствовать распространению огня. Могут пострадать ни в чем не повинные люди.
Все время, пока мы беседовали с пенсионеркой и ее 42-летним отпрыском, второй ее, старший, сын лежал на диване под пледом. Лицо не показывал — значит, стыдно. Может, не все потеряно? Хочется верить. Конечно же, этот дом работники РОЧС не снимут с контроля, пока его хозяева не наведут порядок. Чувствую, придется им затратить немало сил и времени.
Еще одно домовладение и похожая ситуация. Мужчина крепко спит, а рядом много всего и сразу — батон, лимон, бутылка, газетка, сигаретка и много-много окурков. Жилые помещения захламлены до нельзя.
Как правило, в таких домах печное отопление, впрочем, как и электропроводка, находятся в ненадлежащем виде. Ну о наличии автономного пожарного извещателя вообще и говорить не приходится. Куда там людям, находящимся на социальном дне, до АПИ, а также до ремонта печей и проводки, когда порой на сто граммов не хватает!
В тот день посетили еще несколько домовладений. К счастью, там можно было дышать полной грудью и передвигаться спокойно — чисто, аккуратно. В доме, где проживает женщина, воспитывающая двух маленьких детей, оказались неисправными АПИ. Молодая мама пообещала инспектору РОЧС, что обязательно приобретет для извещателей элементы питания и установит их.
У Ярослава Гомолко возникло пару вопросов к хозяину квартиры, которая отапливается с помощью печного отопления. Первый — почему он до сих пор (вот-вот начнется отопительный период) не подмазал и не побелил печь, и второй — почему он позволяет себе курить в постели? О первом нарушении красноречиво говорили трещины в печи, а о втором — баночка с окурками возле дивана. Мужчина заверил работника РОЧС, что исправит обе ситуации. А еще Ярослав Иванович настоятельно рекомендовал хозяину убрать все вещи, которые лежат на печи, и больше никогда там ничего не складировать.
В заключение материала традиционно хочу напомнить о том, что все нормы и правила пожарной и электрической безопасности написаны человеческими жизнями, и любое нарушение этих норм и правил рано или поздно может сыграть с беспечными людьми злую, роковую шутку.
Вероника Левит.
Фото автора.