«Приходите в мой дом — мои двери открыты!»

Двери дома бабушки Ольги — Ольги Михайловны Ястребовой — открыты для всех добрых людей. Как и ее душа. Сердобольная сельчанка за свою жизнь немало помогла и родным, и знакомым. Добро возвратится добром, уверена Ольга Михайловна, и это так. Одинокую женщину не забывают родные, уважают и помогают чужие люди.

Живет Ольга Михайловна в Хотени в собственном доме. Признаться, мы не сразу признали, что это дом 85-летней одинокой женщины: добротное здание и красивый забор, палисадник в цветах, на улице, возле забора, — столик со скамеечками. («Да нет же, здесь живет семья — вот и столик, чтобы посидеть мужу с женой и детьми», — рассуждали мы). Вокруг дома — чистота, порядок. Все указывало на рачительных, в силе, хозяев. Смущал только главный ориентир — высокая ель рядом с домом: раз ель имеется, значит, и дом должен быть тот, который нам нужен.
Все сомнения развеяла сама хозяйка, вышедшая встречать гостей (услышала, как подъехала машина).
У Ольги Михайловны — вторая группа инвалидности, у нее проблемы со зрением («Целевізар гляжу с лупай», — шутит). Плохо слушаются ноги. Но она не сдается, каждый день совершает пешие прогулки, в меру сил хлопочет по дому и в огороде. «Надо двигаться! Надо двигаться! — повторяет пожилая женщина, как установку себе. — Чтобы жить — надо двигаться!»
Хозяйка приглашает гостей в дом — она даже уже подготовила тортик с чаем. После поздравлений и вручения подарков — оживленная беседа. Вопросы так и сыпались со всех сторон — словоохотливая юбилярша рассказывала живо, ярко, с юморком.
Родилась Ольга Михайловна 15 августа 1933 года в д. Круглое Климовичского района. Она была старшим ребенком в семье Леченко (за ней родились сестра и брат). Отец, Михаил Иванович, работал счетоводом в колхозе, мать, Матрена Михайловна, — в полеводстве.
Окончив семилетку, Ольга поступила в Мстиславское годичное училище на счетовода. Работала в родном колхозе бригадиром полеводческой бригады…
В Барсуках открылись курсы маляров. Девушка получила после их окончания специальность маляра, а потом участвовала в строительстве жилых и производственных зданий будущего военного городка.
Молодежь по вечерам устраивала вечеринки: в домах, по очереди.
— У нас, у Круглам, было ці не сорак дзевак, а хлапцоў не хватала, — вспоминала Ольга Михайловна. — Дык к нам із другіх дзерявень хлопцы пріезжалі.
Так на вечеринке познакомилась и она со своим Аркашей, будущим мужем. Он был из Каменки, что под Кричевом, а в Круглое с парнями приезжали на велосипедах.
— Ой, добрыя ж вечарінкі былі! Танцувалі — пад гармошку, пад бубен, ложкі — да упаду! — вспоминает Ольга Михайловна. — І Аркадзій на гармошкі іграв. А я резала частушкі — да с выхадам! Агонь дзеўка была! Ён тожа пеў, і на ложкі іграў — такей хлопец!
Парень и девушка старались в тот вечер друг перед другом: выплясывали, пели и все поглядывали друг на дружку: вот, мол, как я могу! А потом Аркадий пошел провожать понравившуюся девчонку домой.
— Так пару месяцаў паправажалісь, і ён гаворіць: «Давай будзем схадзіцца!» Я і сагласілась. У сентябре і свадзьбу сыгралі, — улыбается хозяйка.
Свадьба — разговор отдельный. Тринадцать конных подвод — убранных цветами, с колокольчиками по дугой — приехало гостей в Круглое со стороны жениха. Молодых, дружков, подружек посадили в первую подводу. Гости со стороны невесты сели в кузов бортовой машины (конечно же, тоже украшенной по всем правилам). Ехали громко — с музыкой, с песнями!
— Свадьба едет! Свадьба едет! — кричала в попутных селах горластая детвора. А взрослые свадьбе спешили «закинуть зайца»: выбегали на дорогу с табуретом, на табурет клали хлеб, рядом ставили ведро с водой (это — чтобы окатить «свадёбников», если пожадничают и захотят проехать мимо, не рассчитавшись за «зайца»).
В одной деревне могли закинуть и по несколько «зайцев». Но сват исправно выходил и щедро угощал сельчан самогоном.
Объезжать «зайца» считалось плохой приметой: не будет счастливой жизнь у молодых. И, наоборот, чем больше «зайцев» закинут свадьбе, тем лучше.
И вот в одной из попутных деревень свадебному кортежу Ольги и Аркадия закинули «зайца». Остановились. Сват с бутылью, несколько парней пошли к встречавшим. Что там произошло во время дележки угощения, невеста не доглядела, но только неожиданно вспыхнула драка. Мужики кинулись на подмогу: кто — драться, кто — разнимать. И жених — туда же.
— А я ў мяне серца — ёк! Збяжыць жаніх! С кім жа я астанусь! Во дурніца была! — смеется женщина.
А на обратном пути — новое приключение: машина с гостями, возвращаясь в Круглое, застряла в грязи. Пришлось выталкивать.
После свадьбы молодая семья обосновалась в Круглом (уже гораздо позже супруги построили дом в Хотени). Сначала устроились в колхоз, потом много лет оба отработали в совхозе-техникуме: он — трактористом, сварщиком, кузнецом, она — телятницей.
Аркадий Фомич оказался мастером на все руки — и дома, и на работе. У него много наград, в том числе и орден Трудовой Славы 2 степени. Немало почетных грамот, премий за работу получала и жена. Когда здоровье стало подводить, Ольга Михайловна перешла на почту, почтальоном (проработала десяток лет, в том числе и уже будучи на пенсии). И здесь добросовестная женщина получала одни благодарности — и от жителей, и от коллег, и от начальства. Была занесена на районную Доску почета.
Вышивка, вышивка, вышивка… В доме сельчанки она повсюду (еще приличную стопку хозяйка достала из серванта). Расшитые наволочки, накидки, рушники, покрывала; вышитые гладью и крестом картины.

«Приходите в мой дом — мои двери открыты!»
— Крястом вышываць ня ўмела — муж научыв, — неожиданно призналась женщина.
А муж, как выяснилось, в свою очередь, научился вышивать от своих сестер.
Прожили супруги душа в душу пятьдесят шесть лет. Но вот уже пять лет, как Аркадия Фомича не стало. Жена печалится о нем до сих пор.
Бог не дал супругам детей, и тем не менее женщину нельзя назвать одинокой. Часто навещают, заботятся родная сестра Нина с мужем Иваном Евтиховичем (они живут в Климовичах, тоже пенсионеры), племянник Юрий с женой Галиной (понапривозят еды, говорит, полный холодильник, прикажут: «Разагревай, еш!»)
Почаще старается приехать из Минска племянница Лена с мужем Александром. Не забывают внуки.
— Жалеюць. І я ж іх усіх жалею! — говорит пожилая женщина.
Три раза в неделю приходит социальный работник Людмила Викторовна Быкова. «Добрая девчонка! — хвалит соцработника пенсионерка. — Не нарадуюсь на яе».
И в совхозе-техникуме, и на почте Ольга Михайловна Ястребова отработала по много лет. Поэтому и поздравить юбиляршу пришли сразу с двух ее бывших работ — председатели ветеранских организаций: колледжа — Людмила Николаевна Ковалева, почтового узла связи — Нина Парфеновна Лосева, председатель профкома РУПС Тамара Владимировна Соловцова, а также председатель районной ветеранской организации Валентина Васильевна Цыганкова.
…Хозяйка дома на прощанье поставила перед гостями ведерко вкусных душистых яблок со своего сада: «Угощайтесь!»

Галина Цыганкова.