«Комсомол — жизнь моя». Очерк Анны Липкиной о первых комсомольцах, создавших в 1918 году в городе Климовичи уездную организацию комсомола

Очерк о первых комсомольцах, создавших в 1918 году в городе Климовичи уездную организацию комсомола, написала Анна Липкина. Свою рукопись, датированную 1968 г., Анна Георгиевна передала в районный краеведческий музей.

"Комсомол — жизнь моя". Очерк Анны Липкиной о первых комсомольцах, создавших в 1918 году в городе Климовичи уездную организацию комсомола«Мы были по уши влюблены в Революцию, друг в друга, в наше комсомольское дело.
Климовичская комсомольская организация возникла не сразу, а родилась в процессе длительного периода страстной политической борьбы различных молодежных союзов и кружков.
Так, в городе еще зимой 1917-1918 гг. возник Союз учащихся коммунистов. Это была самая многочисленная организация главным образом учащейся молодежи. Кроме нее был образован союз рабочей молодежи, состоящий из ремесленников и другой рабочей молодежи города — сапожников, портных. Старшеклассники гимназий организовали Союз интернационалистов. Существовал и Социалистический Союз молодежи. Из этих организаций и возник в последствии комсомол.
В городе действовали и другие молодежные организации: бойскауты, Бунд, сионисты.
После революции одной из особенностей того времени были почти каждодневные митинги, на которых обсуждались все текущее вопросы политики Советской власти. Митинги проводились в Народном доме, на площади возле парка, в актовом зале школы.
Единая Трудовая Школа — детище Октябрьской революции. Из двух гимназий (женской и мужской) в городе была создана Единая Трудовая Школа первой и второй ступени. Первая ступень (1-4 классы), занималась в бывшей женской гимназии. Вторая ступень (5-9 классы) — в бывшей мужской гимназии. Они находились одна напротив другой на Гимназической улице.
Ни в одной области столь широко не сказался размах Октябрьской революции, как в деле народного образования. Оно было объявлено действительно народным, всеобщим, бесплатным. Ненавистная форма, из-за которой многие не могли учиться в гимназии, так как она дорого стоила, отменялась.
В школе объявлялось свободное посещение занятий, учет посетителей отменялся. Отменялись экзамены как вступительные, так и переводные из класса в класс. Отменялись оценки знаний и вообще преподавателям запрещалось ставить отметки учащимся. Отменялся вызов ученика к доске. Только тот, кто добровольно изъявлял желание выйти к доске и отвечать, приглашался преподавателем. На дом уроки не задавались».
В это время Анна Липкина училась в 7 классе. По ее словам, в школах начали создаваться кружки революционной молодежи. Первые комсомольцы — это была главным образом учащаяся молодежь.
«Несмотря на то, что директором школы оставался Дьяченко (бывший директор мужской гимназии) и был педагогический совет, главную роль в школе играл избранный ученический Комитет, состоящий из представителей всех классов.
Молодежь сознательно относилась к занятиям и училась серьезно и охотно. Ее никто не принуждал, они считали позорным прийти на занятия не подготовленными.
Кто хотел учиться, тот получал твердые знания по всем предметам. Помимо всех программ много читали книг по истории и литературе.
Осенью 1917 года в школе возникли различные кружки — текущей политики, танцевальный, драматический. Каждый класс назывался по преобладающему количеству в нем приверженцев того или иного кружка. Например, 7-й был танцевальным, 8-й — драматическим, 9-й — политическим.
«Эй, вы, 7-й «танцевальный», марш на митинг плясать», — кричали зазывалы.
С этого начинался учебный день в школе. «Драматические» — на митинг играть, «политические» — на митинг орать: «Долой учебу, да здравствует коммуния, кому — да, кому — нет!»
Полноценные занятия начались после Октябрьской революции, глубокой осенью 1917 г.
Борьбой за власть Советов в городе в это время руководила группа большевиков во главе с товарищем Стратоником Жбанковым, членом коммунистической партии. Стратоник Ильич был первым председателем Исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов и Совнаркома. Он подписал первые декреты об установлении Советской власти в Климовичах.
В то время был нарком просвещения, который возглавлял Шершнев, а затем его сменил Николай Сименович. Нарком здравоохранения возглавляла Ревека Ратнер. Исполком и Совнарком разместились в здании бывшей земской управы (сейчас это здание центра дополнительного образования детей и молодежи — авт.).
Первым председателем Укома партии был Иван Сурта, а первым секретарем Укома партии — Александр Слуцкий. Уком занял дом княгини Мещерской (ныне краеведческий музей — авт.).
При помощи Укома партии и коммунистов была создана комсомольская организация. Это было в сентябре 1918 г.
После покушения на В.И.Ленина тут же было организовано собрание в Народном доме, на котором Иван Сурта призывал всех создавать комсомольскую организацию. Он говорил:
— Пора становиться взрослыми, пора создавать комсомольскую организацию, пора от митингов переходить к делу. Кто за Владимира Ленина, за большевиков, за Советскую власть — записывайтесь в Коммунистический Союз Молодежи!
После бурных аплодисментов наступила тишина.
— Кто хочет вступить? Кто первый? — спросил Иван Сурта. Молчание. Тишина.
— Я прошу слова, — раздался голос из задних рядов партера.
К трибуне пробирался юноша среднего роста в сером пиджаке и белой сорочке. Это был наш старшеклассник, председатель Учкома, уже известный в городе вожак учащихся-интернационалистов Володя Ратнер.
— Я первым записываюсь в комсомол, — сказал он. И клянусь отомстить за ранение Ленина. С оружием в руках буду защищать Советскую власть от кулаков, интервентов и белогвардейцев. Призываю интернационалистов и других последовать моему примеру!
На столе президиума появился лист бумаги, в который Володя Ратнер первый внес свою фамилию.
После него выступили несколько человек и поставили свои фамилии. Так с именем Ленина связано возникновение нашей Климовичской комсомольской организации. На митинге записалось 6 человек.
На следующий день на двери Укома партии появилось объявление: «Уком Комсомола. Производится запись в члены КСМ».
В этот день записавшиеся избрали Уком комсомола из трех человек. Одного члена Укома послали делегатом от Климовичской организации на I Вероссийский сьезд Комсомола, который состоялся в октябре 1918 года в Москве. Этим делегатом был молодой коммунист Шершнев, вступивший одновременно и в комсомол. Председателем Укома был избран Владимир Ратнер.
— В этот же день, — вспоминал Володя. — Состоялась беседа укомовцев КСМ с председателем Укома партии Иваном Суртой.
И хотя этот разговор состоялся много лет назад, я хорошо помню напутствие, которое нам дал Иван Захарович.
— Пора браться за дело, — сказал он. — Первая задача — вовлечение в комсомол возможно больше юношей и девушек, проведение с ними военного обучения. Строить работу по-военному, действовать совместно с коммунистами, держать связь с Укомом.
Вначале записывались в комсомольцы немногие. Боялись ответственности. Мало знали о комсомоле, а то, что знали, пугало.
Многие распространяли о комсомольцах всевозможные слухи, говорили, что это не люди, а черти, и если к ним внимательно присмотреться, то у них есть и рога, и хвост. Называли комсомольцев безбожниками, грабителями, прислужниками большевиков. Девушки и вовсе боялись вступать в комсомол, им угрожало проклятие родителей и изгнание из дома. Часто приходилось скрывать в семье свою принадлежность к комсомолу.
Когда в комсомол вступила дочь священника Вера Никольская, отец не только изгнал ее из дома, но и отлучил от церкви. Вера стала активной комсомолкой Беларуси.
Вступление в комсомол было в то время смелым поступком. А ведь нам было по 14 —15 лет. Мы рано становились самостоятельными.
В конце сентября 1918 года в Климовичской комсомольской организации уже состояло 20-25 человек.
Одним дыханием, одним биением сердца жили первые комсомольцы уезда. Радовались успехам своего края».

Подготовила Дарья Эверс.