Галичский сельский Совет: чем и как живет глубинка?

Кто он, современный сельчанин? Как правило, в деревнях, особенно в глубинке, жить остаются в основном пенсионеры. Да и то почти половина из них на зиму перебирается в город к детям. Все меньше коров в общественном стаде. В магазин регулярно привозят молочные продукты. А если нет стационарной торговой точки, то на село спешит автолавка районного потребительского общества. Есть и те, кто, попробовав осесть в городе, то ли по причине привычки и большой любви к тому месту, где родился и вырос, то ли от желания уединиться, вновь возвращаются в деревню.
— Такие тенденции характерны и для нашей местности, — уточняет председатель Галичского сельского Совета депутатов Валерий Филимонов. — Сегодня в 25 деревнях имеется 365 хозяйств. Проживает немногим более 700 человек. Самым крупным населенным пунктом является агрогородок Малышковичи с 330 жителями. Следующий по численности — Галичи, где проживает 160 человек. Сюда и лежит наш редакционный маршрут.
Приехав на место, интересуемся у руководителя местной исполнительной власти, какими проблемами живут в деревне.
— На повестке дня сейчас работы по техническому обслуживанию уличного освещения, — рассказывает Валерий Иванович. — День стал совсем коротким. Вот и озабочены люди, чтобы на улице фонари горели. Специалисты районного узла электрической связи уже выполнили необходимые мероприятия в Малышковичах, Федотовой Буде, Недведи. На очереди — Якубовка, Иванова Слобода. Всего энергетики обслуживают 74 фонаря, ну и, соответственно, ведущие к ним линии электропередачи.
С началом холодов были обследованы дома одиноких сельчан. Все, кто по состоянию здоровья не может сам себя обслуживать, стремятся заключить договор с социальной службой района. Кстати, в начале следующего года работники управления по труду, занятости, социальной защите райисполкома, как, впрочем, и все их коллеги в республике, отметят 100-летний юбилей образования службы.
Галичский сельский Совет: чем и как живет глубинка?Социальный работник Елена Бойко трудится в системе с 2006 года. Сейчас женщина обслуживает 9 человек. Все они пенсионеры. Четверо проживают в Галичах, пятеро — в Малышковичах. В среднем на одно посещение тратится 2,5 часа. За это время социальный работник успевает приготовить еду, наносить воды, дров, обеспечить стариков продуктами питания и лекарствами, если это необходимо, убраться в доме. Но важен, как говорит Елена Владимировна, сам процесс общения с пожилыми людьми. С возрастом многие становятся сентиментальными и очень часто говорят о своем прошлом. Я же всех должна внимательно выслушать, посочувствовать, если нужно — приободрить, поддержать. Умение слушать, наверное, одно из самых главных качеств современного социального работника.
В Галичах я бываю по вторникам и четвергам, в Малышковичах на работу выхожу по понедельникам, средам и пятницам.
Елена Владимировна является старостой агрогородка Малышковичи, а также деревень Матеёвка и Козусёвка.
— Многие вопросы мы решаем совместно с нашими помощниками на селе, — уточняет Валерий Филимонов. — Всегда активны староста деревень Артемовка, Касперка, Федотова Буда Наталья Гарбович, староста деревень Иванова Слобода, Василёвка, Ледешня, Николаевка Татьяна Филимонова.
Есть на селе красивые и ухоженные домовладения. Например, в Малышковичах всегда приятно зайти на дворовую территорию Клавдии Пукило или Ольги Анищенко.
Решили мы с председателем сельсовета заехать в соседнюю Завидовку. Когда-то деревня звенела молодыми голосами. Сегодня здесь проживают 8 человек. Галичский сельский Совет: чем и как живет глубинка?Останавливаемся на краю населенного пункта у второго дома. Нас встречает Владимир Гнедой. Мужчина не так давно вышел на пенсию. До этого трудился скотником в местном хозяйстве. А последние двенадцать лет — рабочим в лесничестве.
— И сейчас не сижу без дела, — уточняет сельчанин. — Начался сезон заготовки шишек. Например, в прошлом году для нужд лесничества собрал их 20 мешков. Вяжу веники, которые тоже идут на нужды работников леса.
Супруга Нина долгие годы была дояркой.
Вырастили и воспитали трех дочерей.
— Вот недавно ездила в город к дочери Тамаре, — уточняет хозяйка. — Внука Виктора провожали в армию. У нас с Владимиром семь внуков и два правнука, так что есть чем гордиться и ради чего жить дальше.
— Многое мы успели сделать по благоустройству этой деревеньки, — уточняет Валерий Филимонов. — Вырубили кустарник вдоль дороги, у дома Гнедых построили мини-беседку для удобства жителей, так как сюда приходит автолавка. Убрали три пустующих дома. Вместе с шефами — работниками начальной школы — навели порядок на местном кладбище. Отремонтировали ограждение.
На обратной дороге вновь спрашиваю председателя, много ли в деревнях осталось старожилов? Не много. Вот в Галичах, например, Нине Стефановне Стифеевой — 92 года, Марфе Васильевне Семеновой — 80 лет. В Малышковичах живет Валентина Анисимовна Иващенко. Ей — 88. Это поколение крепких духом людей. Никак их не заманишь в городские квартиры со всеми благами цивилизации, где живут дети. Разве только что на зиму. А по весне вновь зовет к себе любимый лес, любимая усадьба, то место, где по утрам слышится пение птиц и дышится так легко, что, кажется, крылья вырастают за спиной.

Никифор МИНЧЕНКО.