О порядке и условиях оформления ДТП без вызова ГАИ

Законодательством Республики Беларусь определен четкий алгоритм поведения водителей и иных участников дорожного движения при совершении дорожно-транс­портного происшествия (далее — ДТП). Согласно данному алгоритму участники ДТП должны сообщить о случившемся в Государственную автомобильную инспекцию Ми­нистерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ) и ожидать на месте ДТП прибытия его сотрудников.

Однако с 1 июля 2010 г. в Республике Беларусь участники ДТП получили возможность самостоятельно за­документировать факт ДТП, чтобы оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге, а в дальнейшем об­ратиться в страховую организацию за получением страхового возмещения.

При этом решение участников ДТП о его оформлении без вызова ГАИ должно быть обоюдным и согласован­но с собственниками (владельцами) транспортных средств, в случае, если водители транспортных средств не являются их собственниками (вла­дельцами).

Приняв такое решение, участники ДТП должны заполнить бланк из­вещения о ДТП обязательно по форме, утвержденной приказом Белорусского бюро по транспортно­му страхованию по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством внутрен­них дел Республики Беларусь от 25 февраля 2010 г. № 6-од (далее — Из­вещение).

Извещение должно быть выдано страхователю страховой органи­зацией (далее — страховщик) при заключении договора страхования. Извещение водитель может также приобрести у страховщика, страхового агента, в почтовом отделении, отделении ОАО «Беларусбанк», на автозаправочной станции.

Оформление ДТП без вызова ГАИ v заполнение Извещения возможно при наличии следующих одновременно действующих обстоятельств:

1) вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП

Если вред причинен жизни и здоро­вью хотя бы одного из участников ДТП (водителя, пассажира, пешехо­да), то оформить такое ДТП следует исключительно с участием ГАИ. Также важно отсутствие вреда како­му-либо другому имуществу, кроме транспортных средств;

2) ДТП произошло с участием не более двух транспортных средств, в том числе в случае остановки, вынужденной оста­новки, стоянки одного из них;

3) лица, управлявшие транспортны­ми средствами, имеют право на управление транспортным сред­ством соответствующей катего­рии, за исключением владельца транспортного средства в случае стоянки транспортного средства;

4) необходимо, чтобы в отношении транспортных средств, участвую­щих в ДТП, были заключены дого­воры обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев (договор внутреннего страхования или комплексного внутреннего страхования, дого­вор страхования «Зеленая карта» (в отношении транспортного средства, зарегистрированного в стране, входящей в систему страхования «Зеленая карта») или пограничного страхования (в отношении транспортного средства, зарегистрированного за границей, у владельца которого не имеется договора страхования «Зеленая карта»);

5) обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых поврежде­ний транспортных средств не должны вызывать разногласий участников ДТП;

6) владельцы (водители) транспорт­ных средств, участвовавшие в ДТП, не предъявляют претензий к состоянию друг друга, то есть данные лица не находятся в со­стоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих ве­ществ;

7) вред, причиненный каждому транспортному средству, уча­ствовавшему в ДТП, оценивается владельцами данных транс­портных средств (водителями) в размере до 400 евро по установ­ленному Национальным банком официальному курсу белорусско­го рубля по отношению к евро.

Если все данные условия и обстоятельства соблюдены, участники ДТП праве оформить Извещение. Для того чтобы у страховщика не возник­ло оснований для отказа в выплате страхового возмещения на основании неправильно оформленного Изве­щения (зачеркивание текста, нераз­борчивость почерка, дополнения или изменения в Извещении после его подписания и т. п.), участникам ДТП до оформления Извещения необ­ходимо самостоятельно убедиться в правильности указанных в нем сведений путем личной проверки всех необходимых документов у другого участника и наоборот.

Важным моментом в данной ситуации является определение участниками ДТП виновника этого происшествия, а, соответственно, и причинителя вреда.

В случае если виновник ДТП яв­ляется держателем договора страхования «Зеленая карта», то за информацией о порядке и про­цедуре урегулирования страхового случая следует обращаться непо­средственно в Белорусское бюро по транспортному страхованию по телефонам: (017) 209 85 18, 209 85 19, 209 85 20.

Максимальный лимит возмещения вреда по Извещению с 1 июля 2014 г. составляет 400 евро.

Потерпевший, получивший страховую выплату на основании Извещения, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о воз­мещении вреда, причиненного их транспортным средствам в результа­те такого ДТП (часть шестая пункта 192 Положения о страховой деятель­ности).

На практике возникают случаи, когда участники ДТП изначально вызыва­ют ГАИ, а затем до его приезда (в момент приезда) принимают решение оформить ДТП без участия ГАИ. И в случае, когда страхового возмещения в пределах 400 евро недостаточно для восстановительного ремонта транспортного средства, потерпев­ший в ДТП обращается в ГАИ за справкой о ДТП, а получив такую справку, обращается к страховщику за доплатой страхового возмеще­ния, что противоречит части шестой пункта 192 Положения о страховой деятельности.

Приступая к заполнению Извеще­ния, следует обратить внимание, что бланк Извещения состоит из двух листов: лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны (первый лист) и ее копии (второй лист). При этом вся внесенная информация на лицевой части должна четко отпеча­тываться на ее копии. В этой связи при заполнении Извещения реко­мендовано использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, раз­мажутся при попадании влаги, а нане­сенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

На оборотной стороне первого листа Извещения содержится инструкция о порядке его заполнения, что позво­ляет страхователям ознакомиться с данным порядком заранее, при полу­чении Извещения.

При оформлении Извещения водите­ли заполняют один бланк Извещения, при этом не имеет значения, кто из участников ДТП предоставил для заполнения бланк. Каждый из водите­лей выбирает любую из колонок — «А» или «Б» — и вносит в нее информацию по своему транспортному средству, а также свои данные и данные о владельце транспортного средства, если эти лица не совпадают. Извеще­ние содержит поля и графы, в кото­рых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характе­ре и перечне видимых повреждений деталей и элементов транспортных средств, обстоятельств ДТП и другая необходимая информация.

В графе Извещения (п. 11) следует очень внимательно, максимально точно и кратко описать все видимые повреждения, причиненные транс­портному средству в данном ДТП. Дописывание чего-либо после оформ­ления Извещения не допускается и может повлечь отказ в выплате стра­хового возмещения. При указании характера повреждений транспортно­го средства допустимо употреблять такие термины, как: «царапина», «вмятина», «деформация», «трещи­на», «разрыв». Невидимые (скры­тые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре транспортного средства оценщиком.

В подтверждение достоверности из­ложенной в Извещении информации и соответствия схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств проставляются подписи в пункте 15.

В графе 16 Извещения подпись про­ставляется только тем водителем, который по обоюдному решению при­знан лицом, ответственным за причи­нение вреда другому транспортному средству, участвующему в этом ДТП.

Водителям следует иметь в виду, что в случае, если ими не указаны какие-либо сведения, либо указаны недо­стоверные сведения, либо внесены неразборчиво, страховщик вправе и будет сам собирать эти сведения, что может повлиять на срок выплаты или на возможность признания данного события страховым случаем. Кроме того, страховщик вправе назначить проведение независимой экспер­тизы причастных к ДТП транспорт­ных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортного сред­ства в результате ДТП, зафиксиро­ванных в Извещении.

Как показывает практика, при рас­смотрении представленных потер­певшими Извещений у страховщиков до сих пор возникает ряд вопросов в части оформления Извещений. В частности, в Извещении виновным лицом не указываются сведения о его водительском удостоверении со ссылкой на то, что «забыл дома». Однако при более тщательном раз­бирательстве устанавливается, что данное лицо лишено права управле­ния транспортным средством соответ­ствующей категории. В таком случае страховщик вынужден отказать в вы­плате страхового возмещения потер­певшему в связи с отсутствием всех одновременно действующих обсто­ятельств, позволяющих участникам ДТП оформить его без вызова ГАИ. Далее, Извещение порой заполняется некорректно, почерком, не предо­ставляющим возможности прочесть изложенное, с исправленными по несколько раз словами и т. п. Данное обстоятельство также может предо­ставить право страховщику отказать в выплате страхового возмещения, поскольку невозможно установить истину по данному случаю. В целях уточнения необходимых сведений и сверки их с соответствующими до­кументами, во избежание отказа в страховой выплате, у страховщика может возникнуть необходимость приглашать повторно не только по­терпевшего, но и причинителя вреда.

Еще одним обстоятельством отказа в выплате страхового возмещения потерпевшему может явиться не­правильное указание водителем собственника транспортного средства в случае несовпадения этих лиц, по­скольку выплата страхового возме­щения производится непосредствен­но титульному собственнику либс уполномоченному им лицу. 

Принимая во внимание изложенное, Извещение лучше заполнять четким почерком, желательно печатными буквами, в графах, где отсутствуют сведения (например, свидетели, причинение вреда другому имуще­ству (жизни, здоровью) писать слово «нет».

На месте ДТП можно сфотографи­ровать повреждения транспортных средств, записать контактные данные свидетелей (при их наличии), что по­может более детально разобраться в данной ситуации при возникновении каких-либо вопросов у страховщика.

После заполнения Извещения его оригинал (первый лист) передается потерпевшему в ДТП, а копия (вто­рой лист) — виновнику ДТП. После этого участники ДТП вправе по­кинуть место ДТП. Потерпевший может обратиться к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения. При этом потерпевший может обратиться как к страховщику виновника ДТП, так и к страховщику, с которым у него заключен договор обязательного страхования граждан­ской ответственности владельцев транспортных средств (за исключе­нием указанного выше случая, когда следует обращаться непосредственно в Белорусское бюро по транспорт­ному страхованию). К заявлению в обязательном порядке должен быть приложен оригинал Извещения, а также объяснения обстоятельств ДТП (бланк такого объяснения выдается страховщиком), фотографии (при их наличии), контактные данные свиде­телей (при их наличии).

Страховщик, в свою очередь, обязан в течение 5 рабочих дней, следующих за днем обращения потерпевшего, произвести осмотр поврежденного в этом ДТП транспортного средства, со­ставить заключение о размере вреда и произвести выплату страхового возмещения.

Однако в случае обнаружения страховщиком противоречий, касаю­щихся характера и перечня видимых повреждений транспортного средства и (или) обстоятельств причинения вреда в данном случае, страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастного к этому ДТП другого транспортного средства. Непредставление виновни­ком ДТП транспортного средства на осмотр страховщику может повлечь отказ в выплате страхового возме­щения по причине невозможности установления истины по факту при­чинения вреда. В результате спор по факту причинения вреда будет разре­шаться самостоятельно участниками ДТП либо только в судебном порядке.

На сегодняшний день можно кон­статировать тот факт, что вышео­писанный метод оформления ДТП в Республике Беларусь прижился, о чем свидетельствуют соответству­ющие цифры. Так, если в 2010 г. количество ДТП, оформленных таким образом, составило 533, или 1,2 % от общего количества страховых случа­ев, наступивших в данном периоде, то в 2017 г. количество ДТП, оформ­ленных без вызова ГАИ, составляет более 24,9 тыс., или 30 % от общего количества страховых случаев, на­ступивших в этом году.

В развитии этого нового для нас направления заинтересованы как страхователи, так и страховщики и ГАИ, поскольку такой метод упроща­ет процедуру оформления ДТП, так как снижает бумажную волокиту и лишние формальности, позволяет разрешать мелкие ДТП самими его участниками, упрощает работу со­трудников ГАИ, направлен на сни­жение заторов на дорогах и в пер­спективе (поэтапно) должен получить широкое распространение. Например, в странах Западной Европы все ДТП, в которых нет пострадавших (то есть отсутствует причинение вреда жизни или здоровью), оформляются самими его участниками без вызова полиции.

 

Справочно:

В соответствии с пунктом 155 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 530 от 25 августа 2006 г., договор внутреннего страхования заключается с владельцем транспортного средства — резидентом Республики Беларусь или владельцем транспортного средства — нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, либо от его имени с водителем по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории Республики Беларусь.

Договор комплексного внутреннего страхования, включающий обязательное страхование гражданской ответствен­ности владельца транспортного сред­ства и его транспортного средства на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, заключается с владельцем транспорт­ного средства — резидентом Республики Беларусь.

При этом владелец транспортного сред­ства — резидент Республики Беларусь заключает договор внутреннего страхо­вания либо договор комплексного вну­треннего страхования по своему выбору.

Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования), является страховое свидетельство.

Договор пограничного страхования за­ключается с владельцем транспортного средства — нерезидентом Республики Беларусь или от его имени с водителем, не имеющим договора внутреннего страхования либо договора страхования «Зеленая карта», действительного на территории Республики Беларусь, по транспортному средству, въезжающему на территорию Республики Беларусь.

Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора пограничного страхования, является страховой полис.

Договор страхования «Зеленая карта» заключается с владельцем транспортно­го средства или от его имени с водителем по транспортному средству, зареги­стрированному в Республике Беларусь и выезжающему за ее пределы для его использования в дорожном движении государства — члена системы «Зеленая карта», а также с владельцем транс­портного средства по транспортному средству, зарегистрированному в госу­дарстве, не являющемся членом системы «Зеленая карта», с уполномоченной ор­ганизацией которого Белорусское бюро заключило соглашение об обязательном страховании гражданской ответственно­сти владельцев транспортных средств.

Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора страхования «Зеленая карта», является страховой сертификат.