Почта на колесах

Признаться, раньше не совсем ясно понимал, что собой представляет мобильный аналог почтового отделения. Так многие называют передвижные почтовые отделения, которые существуют практически в каждом районе Беларуси, а также в России и Украине. 10 июля журналист «Роднай нівы» решил один день поработать в передвижном почтовом отделении по маршруту, включающему в себя 16 сельских населенных пунктов района. Узнать, нужны ли эти отделения людям, и как они эти «мини-почтовые офисы на колесах» воспринимают. Поехали!

В 8.00 я уже нахожусь в административном здании почты и готовлюсь к выезду. Но оказалось, что рано. Чтобы передвижная почта выехала, почтальону-оператору необходимо дождаться прибытия корреспонденции из области, произвести сортировку писем, газет, журналов, посылок, загрузить товар, заказанный сельчанами, подготовить необходимые бумаги. Все это занимает примерно минут 30-40.
И вот все необходимые процедуры пройдены. Наша «Газель» с опытным водителем Михаилом Волковым и оператором – почтальоном Натальей Гершанковой отправляется в путь. Сразу скажу, что машина, на которой мы едем, выглядит следующим образом: одна из стенок кузова выполняет роль витрины, в самой машине размещается оборудование для оказания всего спектра услуг населению: специальная компьютерная система, модем, мобильный телефон, электронные весы, считыватель банковских платежных карт. Все это дает возможность предоставлять услуги сельчанам на высоком уровне. У нас в почтовом автомобиле 400 кг груза, маршрут — около 200 километров и много сельских населенных пунктов, где нас ждут люди. Надо спешить.
Первый пункт назначения — бывший военный городок Барсуки, где на местном почтовом отделении происходит так называемый «обмен»: корреспонденция, посылки, пенсии местного отделения распределяются по всем населенным пунктам, куда мы будем заезжать. Закончив эту процедуру, мы направляемся в близлежащие населенные пункты — деревни Залесье и Барсуки. Там нас уже ждали местные жители Раиса Микитовна Козлова и Евдокия Ивановна Матрикала. Раиса Микитовна получила свою любимую районную газету, а Евдокия Ивановна буквально за пару минут оплатила коммунальные платежи с помощью оператора-почтальона Натальи Гершанковой. Сельчанки работой передвижного отделения почтовой связи довольны.
— Берем на почте необходимые продукты, оформляем подписку, — рассказывает Евдокия Ивановна. — Хорошие люди здесь работают. Что не скажешь, то привезут, можно у них и платежи за мобильный телефон оформить. Удобно нам, сельчанам.
Кстати, оператор-почтальон Наталья Гершанкова на данном маршруте работает неполных три месяца. Но во всех деревнях на маршруте ее любят и уважают. Не только за то, что почту и пенсию привозит, но потому что и словом добрым поддержит, и новости расскажет. Наталья окончила Могилевский экономический колледж, вернулась в район и после декретного отпуска стала работать на почте. Справляется. Как типичный пример, в Домамеричах одна из хозяек от души и с добрыми словами накормила нас вкуснейшими пирожками с капустой. В деревне просто так не угощают. Заслужить надо.
В деревне Барсуки своим мнением поделилась Наталья Васильевна Халецкая:
— Почта работает, как положено. Товар подвезут к самому дому, подскажут, что купить, какие товары имеются в наличии. Плюс еще в том, что можно быстро осуществить коммунальные и иные платежи. Наши люди все довольны. Не было случаев, чтобы почтовая машина не приезжала и нарушала график.
А почтовая «Газель» движется дальше. На пути следования — Ходунь, Хотовиж, Домамеричи, Звенчатка, Ковалевка, Папоротка, Селец, Ивановск, Старые и Новые Прянички, Старый и Новый Дедин, Роськов, Борисовка, Церковище. Везде встречи с людьми, общение. После обеда полил холодный надоедливый дождь. Но мы твердо следовали по намеченному маршруту. Люди должны получить свои заказы в любую погоду. Это правило передвижных почтовиков, которые пять дней в неделю стремятся оперативно добраться до самых отдаленных населенных пунктов и организовать здесь работу не хуже, чем на стационарной почте. И, судя по отзывам сельчан, им это удается.
—Передвижная почта постоянно приезжает в маленькие населенные пункты, и это ее большое преимущество перед стационарной, — считает житель агрогородка Звенчатка Дмитрий Куруленко. — Привозит людям, что потребуется. И платежи можно быстро заплатить. Машина приезжает в определенные дни, люди знают куда идти, оперативно получить свои заказы.
Что бросилось за день в глаза? Во-первых, структура подписки на селе и наиболее часто покупаемые сельскими жителями товары. Многие сельчане сегодня выписывают по одному –два экземпляра периодических изданий: в числе лидеров — «Родная ніва», «СБ» и «Друг пенсионера». Эту троицу ждали практически во всех посещенных нами населенных пунктах. Среди заказываемых сельскими жителями товаров — на первом месте сахар (за полдня продали двадцать упаковок: понятно — сезон), уксус, крышки для банок, стиральный порошок. Для одной женщины из Домамеричей мы привезли красивый постельный набор. Во-вторых, передвижные почтовые отделения удобны в первую очередь жителям малонаселенных пунктов, где стационарной почты никогда и не было. Третье. Пятидневный режим работы передвижной почты также позволяет сельчанам своевременно получать газеты и журналы, заказанные товары. Не последнюю роль играют и цены на товары, которые нередко ниже, чем в торговых точках.
Кстати, в Климовичском районе действует пять маршрутов передвижных отделений почтовой связи. Охват — все сельские населенные пункты района. Транспортный парк — три «Газели» и два УАЗа. Техника современная и надежная.
Где-то около пяти вечера мы, немного уставшие, вернулись в Климовичи. Мне — на свою работу, а Михаилу Волкову и Наталье Гершанковой завтра снова колесить по дорогам Климовщины, доставляя ее жителям даже в самых отдаленных деревнях так необходимые им почту и товары. Счастливого пути!
Игорь КОВАЛЕВ.

Почта на колесахПочта на колесахПочта на колесахПочта на колесах