«Похоронен был дважды заживо». Климовчанка Мария Владимировна Давыдова рассказывает удивительную судьбу деверя Виктора Николаевича Давыдова

Климовчанка Мария Владимировна Давыдова рассказывает удивительную судьбу деверя (брата мужа), Виктора Николаевича Давыдова, и нет-нет, да и промокнет в уголке глаза невольную слезу.
Родился Виктор в г. Климовичи в 1924 году. Перед войной поступил в Климовичский сельхозтехникум. Но доучиться не пришлось.
Было парню в 1941 году семнадцать лет, и на фронт его не взяли (хоть и просился добровольцем). А потом была жизнь в оккупации. Но вот наступил долгожданный день освобождения — 29 сентября Красная армия очистила Климовщину от немецко-фашистских захватчиков. А уже 3 октября Виктор был мобилизован в действующую армию и вместе с многими другими своими земляками попал на Проню.
В начале октября 1943 года фашисты были отброшены нашими войсками на западный берег реки. Но затем дело встало: противник хорошо укрепился на подготовленном рубеже обороны и стоял мертво. Шли тяжелые затяжные бои «местного значения». Любой ценой захватить плацдарм на западном берегу — такая задача стояла перед дивизиями Красной Армии, раз за разом штурмовавшими Проню.
238-я (командир — генерал И.Д. Красноштанов), 108-я (полковник П.А. Теремов), 324-я (полковник И.К. Казак) стрелковые дивизии, которые сражались южнее Кузьминич в Пропойском (ныне — Славгородском) районе, также вели тяжелые кровопролитные бои за захват, удержание и расширение плацдармов.
Рядовым 1095 стрелкового полка 324 стрелковой дивизии был Виктор Давыдов. Он участвовал в освобождении Славгорода и здесь же получил свою первую боевую награду — медаль «За отвагу».
Не заставила себя долго ждать и вторая награда: за форсирование Днепра молодой боец был награжден орденом Отечественной войны ІІ степени.
В марте 1944 года бою за д. Ольховка Быховского района наш земляк был тяжело ранен, потерял сознание. Раненого после боя подобрали санитары другой части, а в своей бойца посчитали погибшим и отправили домой, матери Раисе Яковлевне, похоронку.
Но солдат выжил. Он долго лечился в госпитале, а по выздоровлении был направлен на 1-й Белорусский фронт в артиллерийский полк в разведку. Сметливый и отважный солдат быстро освоился в новой для себя роли разведчика. Не раз с товарищами совершал успешные вылазки в тыл врага. Но под городом Береза (Брестская область) в очередном походе за «языком» снова был тяжело ранен. Только и в этот раз воин показал смерти фигу. Вновь был госпиталь, а затем — направление в железнодорожный полк под Москву (здоровье не позволяло служить в действующей армии).
В победном мае 1945-го сын смог, наконец, навестить мать. Та на радостях выставила какие были угощения. Сидят они за столом, празднуют — мама наглядеться на сыночка не может. И тут к дому подходит военный, представляется — мол, из военкомата, и вручает Раисе Яковлевне… похоронку на сына. Пришлось тому предъявлять документы, чтобы подтвердить: солдат Давыдов Виктор Николаевич не пал смертью храбрых, а остался жив, да — именно он стоит перед ним, представителем военкомата.
В справке Центрального архива Министерства обороны СССР от 25 ноября 1991 г. говорится: «Давыдов Виктор Николаевич снят с учета безвозвратных потерь рядового и сержантского состава, как оказавшийся в живых. Основание: ЦАМО, дон. Климовичского РВК, № 3/972 от 9.06.45 г. Дальнейшая его судьба неизвестна».
А демобилизовался Виктор Давыдов лишь в 1949 году. Выучился на агронома. Работал агрономом в МТС г. Дрисса (сейчас — Верхнедвинск, Витебская обл.), колхоза в д. Павловичи, заместителем председателя колхоза в Плещеницком районе. А с 1957 года жил и работал на разных должностях на Крупщине, в д. Старая Слобода (Минская обл.). К этому времени он уже получил высшее образование в Белорусской сельскохозяйственной академии.
Вместе с женой Анной Григорьевной вырастили троих детей: сына и двух дочерей. Дождались внуков и правнуков.
— Хороший был человек Виктор, — говорит Мария Владимировна. — Жену любил, детей любил. Весь положительный: спокойный такой, не пил, не курил, людей уважал. И его уважали. Он был старше своего брата Эдуарда (моего мужа). Наши со свекровью дома стояли рядышком. Виктор часто навещал мать, приезжал к ней и к нам также с семьей.
Сама Мария Владимировна окончила в свое время педучилище и пединститут. Много лет отработала в Климовичской школе-интернате: преподавала швейное дело, черчение. Была председателем профкома, руководителем областного объединения учителей трудового обучения (аналогичных учебных заведений). С мужем Эдуардом Николаевичем вырастили двух дочерей. Сейчас, когда мужа не стало, Мария Владимировна живет одна. Но она не одинока: рядышком, на подворье ее свекрови, поставили дом дочь Татьяна с мужем (младшая, Наташа, живет в Могилеве). Конечно же, родные не забывают, заботятся о матери. В доме полно игрушек — любят гостить у бабушки внуки.
Жизнь не стоит на месте.

Галина Цыганкова.