МАРТ предлагает всем субъектам торговли придерживаться установленных рекомендаций

Цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
В Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» была поставлена задача сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.
В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» в сентябре 2016 года создано Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, одной из функций которого является реализация государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
— Деятельность МАРТ направлена в том числе и на регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иных физических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством осуществлять определенные виды деятельности, не относимые законодательными актами к предпринимательской деятельности и т. д., — рассказывает первый заместитель председателя райисполкома Александра Михеенко.
Несмотря на произошедшую в последние годы существенную либерализацию порядка формирования цен (тарифов) в Республике Беларусь, у субъектов хозяйствования при практическом установлении цен возникает немало вопросов. В частности, как рассчитать и включить в себестоимость продукции (работ, услуг) различные виды затрат, существуют ли ограничения по уровню рентабельности и применяемых надбавок для определенных видов товаров, как документально оформить установленные цены (тарифы), что нужно знать об особенностях формирования цен (тарифов) в различных отраслях и при экспорте товаров (работ, услуг) и т.д.
В настоящее время государственное регулирование цен (тарифов) сохранено в отношении:
• товаров, услуг, произведенных (реализуемых), оказываемых (предоставляемых) субъектами естественных монополий;
• товаров (работ, услуг) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (на республиканском и местных уровнях);
• социально значимых товаров (работ, услуг);
• отдельных товаров (работ, услуг), имеющих наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны.
Регулируемые цены (тарифы) устанавливаются на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства (с учетом субсидий и других мер государственной поддержки) (абзац 4 ст.5 Закона № 255-З).
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72.
Данный перечень товаров определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. №35. Последнее изменение в данный документ было внесено Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 542 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.08.2019, 5/46875). Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.
В 2019 году динамика потребительских цен складывается в рамках прогнозной траектории. Прирост цен в июне 2019 г. к декабрю 2018 г. составил 2,9 процента, к июню 2018 г. – 5,7 процента (при прогнозе 3,5 и 6,3 процента соответственно).
Рост реальной заработной платы за январь-июнь 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 7,6 процента.
При этом на фоне замедления роста цен производителей более ускоренный рост демонстрируют розничные цены, в основном, в результате роста торговых надбавок.
Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь был проведен ряд рабочих встреч с крупными торговыми сетями о ситуации на потребительском рынке, возможных мерах реагирования, по результатам которых были определены предельные уровни торговых надбавок на основные социально значимые товары.
МАРТ предлагает всем субъектам торговли придерживаться установленных рекомендаций. Рекомендуемые предельные максимальные торговые надбавки ( с учетом оптовой надбавки ) к отпускным ценам организаций – производителей (импортеров) размещены на сайте МАРТ. При этом если применяемые торговые надбавки ниже рекомендуемого уровня, это не должно приводить к их увеличению до предельного уровня.