Электронные дневники: панацея или дань моде?

В 21-м веке в белорусских школах уже никого не удивишь мультимедийными досками, электронными версиями учебников на планшетах, вот и до интерактивных дневников очередь дошла.

Напомним, что проект электронных журналов и дневников был запущен в Беларуси в 2014 году. Его разработчики ставили перед собой цель упростить работу учителей и всей системы образования в целом. Решение о подключении к системе «Электронный классный журнал — школьный дневник» принимает руководитель учреждения образования.
В Климовичском районе электронные дневники и журналы в этом учебном году опробывают в гимназии, а также к некоторых классах СШ № 1. О каких-то взрывных результатах говорить пока рано, но порассуждать на эту тему можно. Как живется гимназистам с необычными дневниками, что изменилось в работе педагогов с введением электронной системы и сможет ли проект «Электронная школа» на сто процентов заменить бумажные дневники и классные журналы, выяснял журналист «Роднай нівы».
Стоит отметить, что в Климовичской районной гимназии используют систему электронных дневников современной образовательной сети «Знай бай» первый год. Гимназия подключилась к системе одной из первых в районе еще и потому, что в учебном заведении подходящая материально-техническая база. Кстати, по мнению специалистов, новая интерактивная система обучения позволит на 80 процентов снизить пропуски занятий учащимися без уважительных причин, на 15 процентов повысить среднюю успеваемость и на 20 процентов увеличит свободное время учителя.
В один из учебных дней мы заглянули в районную гимназию, где встретились с заместителем директора Ларисой Трошиной и оператором ЭВМ Еленой Толпыго. Елена Михайловна наглядно продемонстрировала, как работает система.
— Когда ставится отметка в электронном журнале, — рассказывает Елена Толпыго, — то она автоматически появляется в электронном дневнике ученика. Успехи своих детей могут посмотреть и родители. В дневнике можно увидеть и расписание занятий на неделю, домашние задания, последние новости школы и класса. Есть и платный контент с расширенными возможностями (рейтингами, графиками, таблицами) для родителей. Можно видеть успеваемость ребенка в графиках, получать предупреждения о контрольных, самостоятельных и многое другое. Также родители могут получать СМС-оповещения о присутствии их детей на уроках. Кстати, информация не попадает к чужим людям, включая разработчиков. Хочу сказать, что если заполнять журналы и дневники регулярно, то времени уходит немного. Обычно наши педагоги заполняют электронный журнал или после уроков, или прямо на уроке. А если дело запустить, то потом, конечно, начинаются проблемы.
Отменять бумажные журналы в Климовичской районной гимназии пока не планируют. У наших соседей-россиян, например, прошло около 15 лет до того момента, когда получилось уйти от бумажных аналогов документов.
В целом, считают педагоги, идея электронного журнала и дневника хорошая. Не нужно больше выяснять, где дневник, не нужно беспокоиться, записал ли учащийся домашнее задание. Все внесено в электронные версии. И родителям проще: всю нужную информацию они теперь могут увидеть в компьютере.
Электронная версия журнала практически ничем не отличается от бумажной. Только в «цифре» к каждой выставленной оценке можно написать комментарий: почему именно такую оценку поставила, а не другую. Благодаря этому стало меньше вопросов как со стороны классных руководителей, так и со стороны родителей.
Что же думают об электронных дневниках дети, педагоги, родители?

Екатерина Самотиевич, учащаяся 9 «Б» класса:
— Электронный дневник очень актуален, так как родители в любое время могут посмотреть мои оценки, не выходя из дома, или даже будучи на работе. А я могу узнать за пару минут, какое нам задали домашнее задание, даже если отсутствовала в этот день на занятиях. Можно отслеживать свою успеваемость в графическом виде и не упустить время подтянуть какие-то учебные предметы. Да, самое главное: слукавить будет очень сложно.

Лариса Трошина, заместитель директора гимназии:
— Для учащихся гимназии, а также для ее педагогов и родителей этот эксперимент дает возможность осуществлять с помощью компьютера, планшета или мобильного телефона быстрый доступ к полезной информации: домашнему заданию, отметкам, замечаниям учителей. Эта система удобна, быстра и позволяет в любом месте и даже, не выходя из дома, осуществлять контроль за учебной деятельностью. Важно, что родители будут видеть только информацию, касающуюся именно их ребенка.

Наталья Лашанкова, мама пятиклассника Артема:
– Электронный дневник для меня стал настоящим спасением. Раньше, чтобы узнать, как учится мой сын, приходилось обращаться к классному руководителю, потому что в дневнике было мало отметок. Сейчас фразы «нам ничего не задавали» и «у нас была контрольная» не проходят: благодаря электронному дневнику я в курсе, что сын получил по математике или по русскому языку и по каким предметам ему нужно сделать домашнее задание.
Как проявит себя новая инфраструктура обучения, покажет только время. Но использовать новые возможности и технологии в 21-м веке просто необходимо. В том числе и в такой важной сфере как образование. Надо шагать в ногу со временем.

Игорь Ковалев.