Как противостоять коррупционным проявлениям, рассказывает прокурор Климовичского района Дмитрий Галалобов

Коррупционные проявления характерны фактически для всех отраслей и направлений экономической деятельности, а также при выполнении должностными лицами различных юридически значимых действий, принятии различного рода решений, осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ коррупционных преступлений свидетельствуют о необходимости принятия мер по противодействию коррупции, как со стороны правоохранительных органов, так и непосредственно самих предприятий, учреждений и организаций, и, в первую очередь, в лице ответственных за данное направление деятельности лиц.

Также необходимо повышение требований к профессиональным, деловым и нравственным качествам лиц, претендующих на занятие должностей государственных должностных и приравненных к ним лиц, усиления ответственности руководителей и заместителей руководителей организаций, их обособленных и структурных подразделений за непринятие мер по предупреждению коррупции в курируемых направлениях деятельности, возглавляемых субъектов хозяйствования, организаций и их подразделений.

Как противостоять коррупционным проявлениям, рассказывает прокурор Климовичского района Дмитрий Галалобов— Кроме уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» предусмотрено ряд антикоррупционных мер, — рассказывает прокурор Климовичского района Дмитрий Галалобов — В данном документе  установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;  регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов; содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

В первую очередь Закон направлен на внедрение профилактических механизмов, призванных минимизировать «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения.

В частности, это запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, который не зависит от факта погашения судимости, т.е. носит бессрочный характер.

Предусмотрена норма устанавливающая временное  ограничение в приеме на руководящие должности определенных категорий лиц (в течение пяти лет со дня увольнения по дискредитирующим основаниям). Закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе.

Особое внимание уделяется соблюдению антикоррупционных ограничений. Их цель — исключить возникновение даже видимости предрасположенности государственных должностных лиц к получению личных выгод в связи со своим служебным положением и подозрений в том, что принимаемые этими лицами решения по службе являются необъективными.

— Государственное должностное лицо, — подчеркивает Дмитрий Иванович, — не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение; быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации; принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами; осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей; выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики); принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей.

Статьей 40 Закона определен порядок взыскания с государственных должностных или приравненных к ним лиц, их супруга (супруги), близких родственников или свойственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство, незаконно полученных денежных средств имущества, подарков, стоимости выполненных работ, оказанных услуг, которыми они незаконно воспользовались.

Кроме того, в статье 22 названного выше документа закреплено, что государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом определено, что полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.

Знание нормативно-правовой базы, касающейся противодействию коррупции, а также строгое соблюдение законов позволит избежать различного рода нарушений и привлечению к ответственности.